Александр Пятикоп

АЛЕКСАНДР ПЯТИКОП

Депутат Государственной Думы, член Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, Заслуженный учитель РФ

Если молодой человек физически и морально подготовлен, его никто не сломает

Александр Иванович, Вы уроженец Калининграда. Учитывая, что российская история этого города не так длинна, расскажите, как туда попала Ваша семья?

– Тогда нужно начать рассказ о родителях. После войны город и область заселялись по оргнабору, а оргнабор – это не все, кто хочет. Эшелонами с разных городов приезжали люди с теми специальностями, которые необходимы были для восстановления территории. Эшелоны приходили с разных областей, это отмечено в названии улиц города: Брянская, Ростовская, Ленинградская и другие. Мой дедушка, мамин родной дядя — Петр Артемович Винокуров, первым из семьи оказался в Калининграде. У него была возможность продолжить службу в качестве военного врача на Черноморском флоте, но он предпочел Кёнигсбергскую область. Здесь был двойной паек, а это двойная заработная плата, не брали три года налогов, предоставляли жилье. Это были серьезные стимулы к переезду именно сюда, он восстанавливал после войны город. Он стал первым главным врачом Калининградской железнодорожной больницы. Застав деда при жизни, я много от него узнал об истории и восстановлении города Кёнигсберга (Калининграда), ну и о здравоохранении конечно. Моя мама родилась в 1940 году в Брянской области. Приехала в гости к дяде и осталась здесь. Мама одна из первых шести жителей деревни получила десять классов – полное среднее образование, поэтому в Калининграде мама продолжила учебу в техникуме советской торговли. Хотя по специальности работала недолго, после техникума она была заведующей небольшого галантерейного магазина. После рождения в 1969 году моего младшего брата, мама ушла в рабочие и семнадцать лет проработала гальваником на одном из заводов. Теперь надо рассказать об отце. Моя фамилия имеет украинское происхождение. Отец в 1933 году был рожден в Сумской области на станции Студенек. В то время была тяжелая ситуация с обеспечением продовольствием на Украине, что сподвигло деда, высококвалифицированного рабочего, переехать в соседнюю Курскую область на станцию Льгов, для работы на сахарном заводе. Это был крупный транспортный железнодорожный узел — родина Аркадия Гайдара. В Калининградскую область отец попал по призыву на действительную службу в строительные войска. После службы он приехал ненадолго в Курскую область, но через полгода вернулся в Калининград, заключив контракт как гражданский служащий Балтийского флота. И пятьдесят лет проработал на одном предприятии автослесарем. Вот как появились родители в Калининградской области.

Расскажите о детских, юношеских годах. Какое у вас самое счастливое воспоминание о детстве? Что делает его таким?

Что мы будем считать детством? Детство в моем понимании длится до окончания начальной школы, дальше это уже подростковый возраст. Самые яркие впечатления детства связаны с моей бабушкой Ариной Артемовной. Я был не садиковый ребенок, часто болел. И бабушку выписали под меня. Она как раз получила пенсию колхозную – десять рублей в месяц. И два рубля ей доплачивали за погибшего мужа, моего дедушку Василия Марковича, которого я ни разу не видел. У бабушки семья была многодетная, работать надо было девочке, по хозяйству помогать. Поэтому бабушка закончила один класс «церковно-приходской» школы, но знания в царской России были даны такие за один год, что она подготовила меня к школе. Научила бегло читать, выполнять устные задания на сложение и вычитание. Я выполнял даже на умножение и деление, только с меньшими цифрами. В школу пошел не в семь, а почти уже в восемь лет, потому что не хватало школ. Учился и в первой, и во второй, и в промежуточных сменах. И знания от этого не ухудшались и не улучшались. Здесь все зависит от того, как за тобой следят родители, внутреннего настроя и педагогов. Бабушка научила меня играть в шахматы. И помню, как бабушка, всю пенсию угрохав, купила мне коньки на вырост. Там была хитрость – подкладывали вату, чтобы пальцы фиксировались. Считаю, что получил «дворянское образование», по крайней мере, дошкольное.

А вот тогда из юношеских лет?

– Из юношеских. Я хорошо учился в школе, не прилагая особо усилий. Был лидером класса, первым комсоргом класса, членом комитета комсомола. Помимо учебы, разумеется, были занятия спортом – тяжелой атлетикой. Конечно, вспоминаются туристические походы. Я гордился, когда нам вручили после прохождения, даже я не вспомню скольких километров, значок «Юный турист». Потом получили по категорийности значки «Турист СССР». То есть мы с друзьями активно занимались туристическо-краеведческой деятельностью, поэтому многие муниципалитеты Калининградской области и интересные места были ножками протопаны еще в подростковом возрасте. Кроме этого, у нас еще был очень дружный класс, который вошел в историю как «класс нереализованных возможностей». Нас не давили, воспитывали по уму достаточно демократично, не смотря на то, что был и комсомол и партия. А «класс нереализованных возможностей», потому что из шести претендентов, медаль никто не получил. Никто не натягивал оценки, но качество знаний, которые нам давали учителя, было такое, что почти все поступали в ВУЗы.

А что-то из теплых воспоминаний, интересный случай. Может быть, связанный с туристическим походом или со спортивным прошлым? Есть ведь, что вспомнить?

– Летом у нас дети служащих Дважды Краснознаменного Балтийского флота отдыхали в лагере имени Л.Г. Белоусова. И мне посчастливилось при жизни видеть этого героя. Это был морской летчик Леонид Белоусов. В бою был подбит самолет. Около семидесяти процентов кожи у него обгорело, но после госпиталя вернулся в строй. В честь его имени был назван лагерь. И вот это воспоминания о человеке, который прошел войну, весь в шрамах, авторитетный. Другое воспоминание. Я всегда говорю, что мне везет в жизни на хороших людей. Вместе с подростками мы залезли в чужой сад, нарвали яблок. Но вот чем закончилась та история. Вышел поджарый, высокий мужчина. Я, раз это организовал, дал команду – «убегайте». Понятно, сам не побежал, он меня за шкирку и взял. Зеленые яблоки он предложил высыпать и угостил хорошими яблоками. Сказал: «Чем занимаетесь?» — я ответил, что ничем. Он попросил позвать друзей. Я пришел с друзьями. Он говорит: «Вы плавать умеете?» — мы ответили, что нет. Он написал нам записку и велел с ней идти в бассейн ДКБ. Так я научился плавать. А тот мужчина оказался заслуженным тренером по плаванию. А еще, конечно, всегда были интересны поездки с родителями к морю. Это то, что называется активным досугом, а не просто лежание на песке. Мы придумывали себе спортивные и подвижные игры. И это было интересно и очень красиво на фоне Калининградской природы, на фоне моря. А еще у нашей семьи был огородик, потом дачка. Мы их обрабатывали все вместе. По грибы и по ягоды ходили, с родителями и с братом, бабушка двигаться тогда уже особо не могла. Мама с папой очень хорошо консервировали.

Александр Иванович, не могу не спросить, Калининград город с огромной историей, наверное, были какие-то легенды среди детей, может клады искали с ребятами?

– Легенды были, легенды существуют. О подземных заводах, где можно найти оружие. Нас, пацанов, конечно, интересовало оружие. Все играли в войнушку. Были и легенды о фортах. Пятнадцать фортов опоясывали Кёнигсберг. По одной из легенд – янтарная комната, подаренная прусским королем, не могла быть вывезена с территории Кёнигсберга и где-то зарыта. Но ни одна легенда так и не подтверждена.

А все-таки находили хоть что-нибудь?

– Находили, прежде всего, оружие, патроны, наградные кресты. Больше всего там, где были переправы и посадки на корабли, для отступающей фашистской армии, на побережье. Причем и в более позднее время тоже. Калининградская земля действительно нашпигована предметами, которые напоминают о войне. Причем в первые послевоенные годы достаточно много ребят подрывалось из любопытства. Кенигсберг был первоклассной крепостью европейского уровня, медаль «За взятие Кенигсберга» ценилась между солдат и офицеров.

А выбор образования и поступления на исторический факультет, с чем связано? С этим детским увлечением историей?

– Да. Во-первых, для мальчика я неплохо закончил десять классов. Из семнадцати оценок в аттестате одиннадцать пятерок и шесть четверок. Теперь, что касается любимых предметов. На первом месте была алгебра, на втором – история, на третьем – физическая культура. Представляете, какой разброс. Кстати, знания нам давали прочные. Мы еще и сами занимались в кружках. Но выбор был по совокупности. Главное, была хорошая первая учительница – Мария Васильевна Малова, были прекрасные педагоги по истории – Светлана Еремеевна Малинкина и Любовь Борисовна Гришина. И была грамота «За особые успехи в изучении отдельных предметов» Министерства просвещения РСФСР. Мало того, я же после школы проучился год в техническом университете, но все-таки развернулся и пошел туда, куда влекло. А во-вторых, это книги. Педагоги влюбляли в предмет, отсюда любовь к книгам и чтению, в том числе и к исторической литературе. Вот, наверное, все это предопределило мой выбор.

Тогда вопрос, как к историку. Если бы вы могли стать свидетелем любого исторического события в прошлом, что бы Вы выбрали? Что бы Вы хотели увидеть воочию?

– А это больше эмоциональное восприятие? Или с профессиональной точки зрения?

А здесь как Вам больше нравится.

– Я специализировался на кафедре всеобщей истории. И имею представление разной глубины, различных периодов истории — и зарубежной и отечественной. Если брать зарубежную историю, мне было бы интересно и эмоционально и по-человечески посмотреть период заселения европейцами Америки. Интересно было бы увидеть замысел и реализацию реформ Франклина Рузвельта, после великого кризиса 1928-1932 гг. Наш факультет считался идеологическим, и там баловство не допускалось. У меня диплом по окончанию назывался «Борьба компартии США за массы 1933-1939 гг.». На втором курсе, когда изучали историю средних веков, тема курсовой работы – «Крестовые походы». Мне интересно было освоение крестоносцами Востока. Интересен был и огромный пласт, связанный с религией. В отечественной истории было бы интересно посмотреть, как проходили реформы Александра II. Сейчас около 85% из того, что читаю – это законопроекты, вот они на столе лежат. А для души остается, уже сколько остается… Мне бы хотелось углубиться в период царствования Елизаветы, в просвещенный абсолютизм Екатерины II. Одним словом, много исторических моментов, которые хотелось бы увидеть.

Александр Иванович, в одном из Ваших интервью Вы говорили о своей службе в армии. Дословно: «Я начинал служить в дедовщине». Хотелось бы узнать о тех годах, ведь Вы закончили службу в звании гвардия старший сержант, если я не ошибаюсь.

– Я написал рапорт, чтобы попасть на службу сразу после окончания университета. Нас интересно отобрали. В одну учебную батарею Прибалтийского военного округа попали люди разных национальностей, разного вероисповедания со всех концов страны. С высшим образованием первые полгода я служил в образцовом учебном полку, их было четыре артиллерийских на весь Советский Союз. В местечке Адажи под Ригой на одной территории находился Севастопольский гвардейский полк это мотострелки, и мы – артиллеристы, причем не прицепная артиллерия, а самоходная. А потом я еще год служил в 14-й Гвардейской армии в Тирасполе. Дедовщины в учебном полку никакой не было, потому что все одного призыва. Там другое дело, нас готовили к более сложной, технической специальности. Считалось, что люди с высшим образованием ее быстрее освоят. А что касается дедовщины, она была, когда я уже попал младшим сержантом в Тирасполь в 14-ю Гвардейскую армию. Но скажу так, неуставные взаимоотношения процветали еще до нашего прихода, потом группа военнослужащих все поставила на свои места. Внутри сменилось руководство, и так далее. Поэтому считаю, если молодой человек физически и морально подготовлен, его никто не сломает. К сожалению, в армии, когда нет боевых действий, возможны суициды и гибель по вине самих военнослужащих. Не зря говорят, что правила дорожного движения, а тем более воинские уставы, написаны кровью. Вот чем хороша военная педагогика – действуй по инструкции. Это доступно для людей любого уровня образования. Делай, как тебе говорят. Поэтому я спокойно служил. Мало того, за подготовку молодого пополнения я получил десятидневный отпуск, он считался без учета дороги. Был воином-спортсменом, отличником боевой и политической подготовки, дорожу званием «Гвардия».

Нужна ли служба в армии современному молодому человеку? На Ваш взгляд, сильно ли отличается срочная служба в СССР от современной Российской?

– Служба однозначно нужна. Это школа для настоящих мужчин. Конечно, сейчас служба отличается. В советской армии значительное время уделялось еще и хозяйственным вопросам: заготовке картошки, строительству, ремонту, благоустройству. Сейчас армия занята больше боевой подготовкой и это правильно. У нас была веселая поговорка, в субботу парко-хозяйственный день, а вот в воскресенье, чтобы занять солдат, тех, кто не идет в увольнение – «Что не отдых, то активный, что не праздник, то спортивный».

Александр Иванович, Вы педагог с «большой буквы», а что сложное в работе с детьми?

– Я бы сказал так, что «нужное в работе с детьми». Нужно любить детей, потому что они, прежде всего дети. А самое сложное, подобрать тот педагогический инструментарий, который даст возможность эффективно и динамично развиваться конкретному ребенку. Кстати, зачастую беда родителей в том, что они не понимают следующего: есть понятие «период мягкой глины», он длится до десяти лет, когда ребенок делает, что ты говоришь. Потом начинается непослушание. А родители переносят средства и методы, которые работают в начальной школе, на подростковый возраст и получают проблемы. И еще особенность такая. Например, есть норматив кладки у каменщика четыре куба внутренней кладки, и ты видишь результат. А результат педагогического воздействия, труда, в рамках школы можно увидеть через год. Я уже говорил, что мне везет на людей. На своем жизненном пути я встретил заведующего лабораторией «Отдаленных и конечных результатов учебно-воспитательного процесса» Института общей педагогики академии педагогических наук СССР Владимира Никифоровича Шамардина. Я был там младшим научным сотрудником, будучи завучем в 26 лет, а в 27 лет я уже стал директором школы. Поэтому многие вещи по теме и содержанию работы в педагогической лаборатории, были привнесены в диссертацию. Тема – «Военно-патриотическое воспитание школьников как фактор повышения качества образования». У меня была хорошая экспериментальная база для работы. А «Заслуженного учителя России» я получил за то, что первый в Калининградской области вместе с единомышленниками организовали военно-патриотический класс, а потом и военно-патриотическую школу. Это был девяностый год. И когда я уходил на постоянную работу в городской совет Калининграда в 2001 году, в области было уже 162 таких класса. Более 400 выпускников школы стали профессиональными защитниками Родины.

А что для Вас тяжелее, быть учителем в школе или учителем дома?

– Сложно сказать, когда дома два кандидата наук (улыбается).

Как решаете вопросы?

– Я Вам скажу одно. Чтобы войны не было в семье, у нас соблюдается табу – о работе никто не говорит, потому что тогда это продолжение производственного совещания. Каждая сторона должна уважать друг друга, и уважает как профессионалов. Если кто-то, супруг или супруга, сочтет необходимым уточнить, посоветоваться, это проводим без вопросов. Тем более, в сегодняшнем положении, когда домой возвращаешься поздно вечером, то уже не до совещания, просто выжатый приезжаешь. Поэтому вопрос так не стоит. А вот по отношению к детям это другой момент. Здесь вырабатывается концепция по воспитанию, и она уже обсуждена и реализуется. И еще, все-таки я воспитывался в патриархальной семье. Последнее слово после завершения обсуждения остается за отцом. Я выслушиваю и ставлю точку. Но принимаю ответственность на себя за решения. Очень важно, чтобы мужчины не просто заявляли, но и брали ответственность за принятые решения. И еще скажу одну вещь, которая еще не расхожая, может, и не будет расхожей. Мужчина должен заниматься, прежде всего, стратегическим управлением и ресурсным обеспечением семьи. Под стратегическим управлением я понимаю воспитание детей. Это ответственность мужчины, ну при условии, конечно, что семья полная.

Александр Иванович, Вы депутат уже много лет. Спрашивать о различиях в работе не буду. Это один из самых распространенных вопросов. Расскажите лучше, что изменилось для Вас при переезде в столицу. Ведь бывать в ней и жить постоянно – это разные вещи.

– Сейчас я уезжаю на работу, когда еще нет восьми утра, а возвращаюсь поздно вечером, так что времени на прогулки совсем не остается. В праздники посмотрел, как прекрасна Москва, как много гостей. Я походил по театрам, посмотрел выставки, сходил в храмы. А когда мы еще жили в гостинице до получения служебного жилья, я ходил по старым улицам Москвы. Переезд я оцениваю как новое место работы. В Госдуме познакомился с людьми, которые достигли в своих отраслях очень серьезных успехов в спорте, культуре, медицине, образовании. Благодаря Государственной Думе я подружился с прекрасными людьми, у которых учусь. У нас хорошая внутрифракционная группа и уважительные дружеские отношения с коллегами. И всегда я могу поймать себя на мысли, что подчерпнул что-то новое при общении с такими людьми.

Ну, вот мы и возвращаемся к свободному времени, которого у депутатов практически нет. Но иногда все же появляется свободных несколько часов? Вы как педагог и историк, наверное, любите посидеть в уютном кресле и полистать книгу любимого автора. Какого автора Вы бы порекомендовали нашим читателям? Чья книга произвела на Вас впечатление?

– Отвечу многосложно. Во-первых, это из серии досуга, правильно мы говорим? Находясь на региональной неделе, читаю, к сожалению, исключительно законопроекты либо периодику. А находясь в самолете, читаю немного художественной литературы. У меня есть тонкие книжечки, просто приключения. Сейчас, например, у меня маленькая карманная книжечка Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая, собаки», чтобы просто разгрузить голову. Во-вторых, с детства одновременно читаю несколько книг. Ответить сложно, потому что в каждый период своего развития увлекали различные книги. А что касается хобби, силу я восстанавливаю, когда плаваю. Еще люблю ходить в театры и смотреть фильмы. Вот недавно посмотрел две киноленты отечественного производства. Это «История одного назначения» и «Т-34». Недавно посмотрел театральную постановку «Мертвые души» в Государственном академическом театре им. Моссовета и «Евгений Онегин» в Театре имени Евгения Вахтангова. Люблю ходить на выставки и в музеи. Влечет познавательный интерес. Могу у одного стенда долго простоять, а потом другой не посмотреть, такое тоже бывает. Недавно на меня произвела впечатление выставка в «Манеже» Василия Нестеренко, нашего современника, который расписывал своды и внутреннее убранство Храма Христа Спасителя. Удивительные картины, посвященные его пятидесятилетию.

А есть ли у Вас любимые места в столице? И остались ли Вы в ней бы навсегда?

– Моя родина – Калининградская область. Я безумно люблю свой край, люблю море. От Калининграда 30 километров и ты на побережье. Но, конечно, Москва шикарная. Есть целый ряд мест, которые влекут. Вот смотрите – есть знаковые фундаментальные объекты, которые просто по определению «намоленны» как говорят. Тот же Кремль. Если хорошая погода, я люблю ходить по узким улочкам старой Москвы, вблизи Кремля. Люблю подышать воздухом на Воробьевых горах, недалеко от дома. Но нравится и Подмосковье – Переделкино, Боровск, Покровский монастырь. Есть что посмотреть, и куда поездить, было бы время. К сожалению, основной дефицит, это время.

Александр Иванович, не могу не задать еще вопрос о Вашем родном городе. Посоветуйте нашим читателям что посетить, что посмотреть в Калининграде.

– В зависимости от того, каким временем будет располагать посетитель – Музей мирового океана, музей янтаря, форты Кёнигсберга. Блиндаж, где был подписан акт безоговорочной капитуляции. Обязательно нужно выехать на побережье, побывать в Национальном парке Куршская коса, подняться на дюну Эфа, посмотреть «танцующий лес», орнитологическую станцию. Побывать в Светлогорске, там очень красиво. Съездить в Балтийск, где база флота и памятник Елизавете. По кварталам старого Балтийска походить.

А Ваше любимое место? Что для Вас символ этого замечательного города?

– Символ это одно место, а любимое – другое. Любимое место Калининградской области – это Куршская коса. Любимые места в Калининграде – это прогулки по территории старой, довоенной застройки. А символ Калининграда для меня – янтарь. А если из мест, то их несколько. Это остров Канта и даже стилизованная Рыбная деревня. Все зависит от состояния души.

Беседовала Екатерина Горлова

материал опубликован в журнале «ОколоПолитики» № 2

ТАТЬЯНА ШИЛОВА

Руководитель группы «Клиник доктора Шиловой», доктор медицинских наук, профессор, врач офтальмолог высшей категории, микрохирург, действительный член Европейского Общества Катарактальных и Рефракционных Хирургов (ESCRS), действительный член Американской Академии Офтальмологии (AAO), ведущий российский эксперт по лазерной коррекции зрения ReLEx SMILE

Обладая лидерскими качествами и большим хирургическим опытом, всегда есть желание сплотить вокруг себя команду единомышленников, команду, с которой ты можешь добиться большего

Татьяна Юрьевна, у Вас очень необычное место рождения. В СССР такое могло быть, если только Ваша семья принадлежала к определенной категории граждан – дипломатов или военнослужащих. Расскажите об этом нашим читателям.

– Да, действительно, мой отец был военным хирургом и дважды служил на территории Монгольской Народной Республики. Поэтому я родилась в городе Улан-Батор. В стране сильных, смелых людей – потомков огромной империи. Свое первое пребывание там я, конечно, не помню, потому что была слишком маленькой. А вот во второй наш приезд я уже училась там в школе с пятого по девятый класс.

Детский сад, школа – много различий было от учебных заведений в СССР?

– Мы называли это – «жизнь в Союзе». В нашем военном городке было около десяти тысяч жителей разных национальностей со всего СССР. Все друг друга знали и жили такой дружной, можно сказать, семьей. А школа в военном городке сама по себе предполагает большую долю самообучения, так как часть учителей – это были жены военнослужащих, а часть – работали по контракту. Так что при возвращении в Союз приходилось наверстывать кое-что из того, что ты не успел получить в маленьком военном городке.

Татьяна Юрьевна, золотая медаль в школе – это Ваша первая награда? Или уже были достижения в спорте, искусстве, творчестве?

– На самом деле первая награда – это мой диплом с отличием по окончании музыкальной школы. Я получила его в седьмом классе общеобразовательной школы. Потом я закончила художественную школу. Но школьная золотая медаль – это, наверное, самая первая, самая значимая и приятная награда в жизни.

Профессия врача – это продолжение семейных традиций или личный осознанный выбор?

– У меня в семье довольно много врачей. Перед моими глазами проходила жизнь людей, профессионально связанных со здоровьем. То, как живут врачи, как они относятся к пациентам, их ответственность за человеческую жизнь – все это я видела каждый день. Так что это было не только продолжение семейной династии, но и осознанный выбор профессии.

Татьяна Юрьевна, Вы участвовали в конкурсе красоты, и, насколько мы знаем, очень успешно. Не было желания бросить учебу, профессию и пойти в модельный или рекламный мир?

– На тот момент, когда я участвовала в конкурсе красоты, такие конкурсы только набирали обороты. Это было довольно давно, на первом курсе института. Тогда я была увлечена своей профессией, и желания изменить медицине у меня, конечно, не было. Однако это был очень интересный опыт. Ну и, кроме того, это тешит самолюбие, когда ты побеждаешь в таком конкурсе, проходя городские, региональные, а потом и республиканские этапы. В общем, это было здорово, интересно и я с удовольствием вспоминаю эти годы.

Золотая медаль в школе, первая студентка на курсе, конкурсы – у Вас получалось быть первой. Это что-то такое врожденное или постоянная работа над собой?

– Во-первых, я очень целеустремленный человек. А во-вторых, на момент участия я для себя четко понимала, какой конкурс и в каком направлении я должна выбирать. Я очень любила учиться и делаю это до сих пор. У врачей вообще вся жизнь – это учеба. Ну и, наверное, желание быть первой. Мне всегда хотелось обладать максимально возможными знаниями в той сфере, где я участвовала и которую постигала. Но и доля усердия тоже присутствует, наверное, это врожденные способности.

Татьяна Юрьевна, ведь микрохирургия пришла чуть позже. Как Вы встали на этот путь, с чем пришлось столкнуться?

– На самом деле я мечтала быть общим хирургом. С первого курса института я участвовала в хирургическом кружке и посещала операции, и не просто посещала, а участвовала в них. Мне давали возможность ассистировать. А уже после первого курса я выполняла и некоторую самостоятельную часть хирургических операций. Тогда было такое время, что в ночных дежурствах, в промежутке между учебой и работой, ты мог получить возможность выполнить какие-то хирургические манипуляции. А если они у тебя хорошо получались, то некоторые этапы операций ты делал полностью, например аппендэктомию. К концу второго курса я уже сама делала операции, естественно, с ассистентами, но как первый основной хирург. И, конечно, мечтала о большой хирургии. Но судьба так распорядилась, что мне посчастливилось встретить замечательного, выдающегося офтальмолога Святослава Николаевича Федорова и побывать в его институте. То, что я там увидела, не могло меня не покорить и не взволновать. Мне захотелось постичь азы такой замечательной и впечатляющей профессии, как офтальмохирургия. Это хирургия в чистом виде, даже более экстремальная, нежели обычная, потому что орган довольно мал, а при сегодняшних технологиях все процессы принятия решений должны быть практически моментальными. При этом такая хирургия очень ювелирная, она, наверное, больше женская, требующая филигранной точности и мастерства. И мне, с одной стороны, как хирургу, а с другой, как человеку творческому, это казалось великолепным сочетанием того и другого. Тогда я и решила связать свою жизнь с такой замечательной профессией. И до сих пор всегда с благоговением и благодарностью вспоминаю те годы посещения института, которые сподвигли меня на изменение специальности в сторону микрохирургии.

А как Вы решились открыть собственную клинику? Ведь врач – это во многом призвание, а тут огромная административная работа, да и предпринимательский талант должен присутствовать.

– На сегодняшний день я действительно совмещаю и административную работу (и по организации, и по формированию коллектива), и, что очень важно, я сама выполняю около 5000 хирургических операций ежегодно. Наверное, открытие клиники – это логичное продолжение профессиональной деятельности.

Обладая лидерскими качествами и большим хирургическим опытом, всегда есть желание сплотить вокруг себя команду единомышленников, команду, с которой ты можешь добиться большего. Ведь коллектив – это всегда та ячейка, которая обладает огромным потенциалом. Весь мой сегодняшний успех, в общем-то, благодаря моей команде, которая позволяет делать такое большое количество хирургических операций на таком высоком уровне. Потому что полдела – прооперировать пациента, сначала его надо красиво встретить и объяснить все, затем его надо выходить, а это все работа нашего коллектива. Вот выстраивание такой правильной командной работы и есть, наверное, самое главное.

Для Вас остановиться на достигнутом, наверное, невозможно. Вот сейчас Вы участвуете в конкурсе «Лидеры России». С чем это связано, ведь вам что-то кому-то доказывать уже не нужно.

– На самом деле этот конкурс очень интересный опыт. Во-первых, хочется доказать себе, что ты на многое способен, что ты обладаешь качествами лидера. Во-вторых, я чувствую свой потенциал и я умею работать в команде, обладаю навыками проектного управления. Поэтому я считаю, что могла бы быть полезна как команде, в части конкурса, так и всей идее организации данного конкурса по поиску людей, обладающих необходимыми качествами и умениями. И, конечно, очень важно, что участие в этом конкурсе – это новые знакомства с совершенно потрясающими, очень интересными, харизматичными людьми. «Лидеры России» предполагает участие руководителей с достаточным стажем и необходимыми компетенциями. Кроме того, это очень честная и интересная олимпиада по выявлению своих возможностей. Я думаю, что даже по окончании конкурса многие из участников все равно не потеряются и у нас сложится долгая и хорошая дружба, а может быть, и какие-то совместные проекты в дальнейшем.

Вести свою программу о здоровье на телевидении – это хобби или есть определенные планы на этом поприще? Может, это как раз реализация той юношеской возможности, от которой временно пришлось отказаться?

– Я бы сказала, что вести собственный цикл телепередач об офтальмологии на сегодняшний день это не только хобби, в первую очередь, целью таких передач является просветительская работа. Это не развлекательные передачи, но и не совсем научно-популярные. В них я стараюсь рассказать людям доступным языком как можно больше информации о современной медицине в целом, о современной офтальмологии, ее возможностях и тех технологиях, которые на сегодняшний день доступны. Мне нравится участие в телепередачах как в качестве эксперта, так и в качестве телеведущей. Наверное, если профессионально развиваться в этом плане и думать о телевидении как о профессии в дальнейшем, то это, конечно, требует дополнительного обучения.

Ведение телепередачи – это довольно-таки большой труд, сопряженный с определенными навыками, которые приобретаются с практикой, с посещением курсов актерского мастерства и многим другим. На сегодняшний день это очень приятное, интересное и обоюдно полезное хобби. А на будущее… ну поживем, увидим.

Татьяна Юрьевна, Ваша жизнь быстрая, яркая и очень активная. Но ведь Вы как-то отдыхаете? Чем занимаетесь в свободное время, если оно остается?

– Конечно, свободного времени не так много. Помимо основной административной работы и огромной хирургической, консультативной деятельности, упомянутого телевидения – я еще веду личный блог на портале «Хабр». Это портал для интеллектуальных людей с инновационным мышлением. Так что я еще и блогер, а это тоже большой пласт работы. Я пишу научно-популярные статьи, которые обладают определенной просветительской функцией. К сожалению, не так часто, как хотелось бы, играю на фортепьяно. Занимаюсь спортом: плаванье, бег и теннис.

Но если удается выкроить минутку, то, прежде всего, я провожу время с семьей. Я очень люблю читать. Один из моих любимых писателей – Булгаков. Обожаю его «Мастера и Маргариту». Перечитывая это произведение, каждый раз находишь что-то новое. Тут и скрытый тайный смысл в части какой-то иронии, и в то же время глубокий философский, и замечательное чувство юмора. Такая смена образов потрясает воображение. Это та книга, к которой можно возвращаться много раз и она никогда не утомит.

Получается путешествовать? Есть любимые места для отдыха? На месте рождения хочется побывать?

– Путешествовать получается, правда, не долго. У меня такая замечательная специальность – врач. У нас довольно часто проходят конгрессы, в том числе и зарубежные, в которых мы с коллегами делимся собственными наработками, результатами в хирургии, научной деятельностью. Поэтому ездить приходится по всему миру с профессиональными целями, но при этом, конечно, и отдыхать тоже.

Я очень люблю Байкал. Люблю его с детства, с тех лет, когда мы с Улан-Батора ездили по девять суток на поезде до Москвы, а часть дороги проходила вдоль Байкала. Люблю его холодным, таким, какой он есть: чистым, свежим. Отдых на Байкале, наверное, любимое время препровождения. А на месте своего рождения, к сожалению, не была после возвращения в Союз. Конечно, хочется там побывать и увидеть, как преобразилась Монголия. Я думаю, что в каком-то обозримом будущем мы обязательно вместе с мужем побываем на моей родине и увидим ее красивой, обновленной и современной.

Беседовала Екатерина Горлова

материал напечатан в журнале «ОколоПолитики» № 5

ВЛАДИМИР ТАРТАКОВСКИЙ

Генеральный директор Московского государственного академического театра оперетты, Секретарь Союза театральных деятелей России, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Премии города Москвы в области литературы и искусства.

Главное в театре – создать творческую атмосферу

Владимир Исидорович, огромное спасибо, что нашли в своем напряженном графике время для интервью нашему журналу. Ваш театр – один из самых успешных театров Москвы. Но, кроме разговора о сегодняшнем дне нашим читателям будет интересно узнать, с чего начинался Ваш путь к театру. Вы родились в известной семье с театральными традициями. Каково было расти в такой семье?

Моя мама закончила Щепкинское училище и была актрисой. Она много и активно играла в разных театрах, пока не родилась моя сестра и я. Когда мы подросли, она опять вернулась в театр. Папа, вернувшись с войны, пошел работать в театр и прошел путь от администратора до директора. Расти в такой семье было замечательно, интересно и, наверное, поэтому я с детства полюбил театр.

Ваш отец, Исидор Михайлович, был очень известным и авторитетным директором. Художник Сергей Бархин в своих воспоминаниях писал о нем, что «похож он был на немолодого американского киноартиста блистательных тридцатых…» и далее «кроме этого мне так нравился стиль жизни этого театра, где все любили директора. Это было странно и непривычно». А каким, на Ваш взгляд, был театр Вашего отца?

Для меня очень важно, что театр отца был театром-домом. Все дружили, общались, чувствовали себя членами одной большой семьи. Отец создал замечательный театр — Московский областной театр драмы и почти пятьдесят лет был его директором, построил здание театра в Кузьминках, что в то время было практически невозможно. Он также стал одним из первых директоров, кто начал активно приглашать для участия в своих спектаклях театральных и кинозвезд, как говорят сегодня «guest stars», достаточно назвать имена Валентины Серовой, Аллы Тарасовой, Бориса Бабочкина, Леонида Броневого. Отец любил привлекать новых, творческих людей, умел разглядеть в них большой потенциал. В его театре начинали режиссеры Роман Виктюк, Леонид Трушкин, художник Борис Краснов и многие другие артисты, режиссеры и администраторы. У него когда-то служил артистом Марк Варшавер, который уже много лет является директором Ленкома. Отец создал в своем театре интересную, доброжелательную атмосферу, на первом плане была работа, творческие поиски, эксперименты, а не закулисные интриги. А потом, когда появилось собственное здание, руководство Московской области вдруг решило объединить под одной крышей все коллективы области. Отец сказал, что «он директор театра, а не филармонии» и ушел к Михаилу Александровичу Ульянову, став директором Театра им. Вахтангова.

Вы пошли в итоге по его стопам. Он Вас поддерживал?

После окончания Плехановского института по специальности «финансы и кредит», я некоторое время работал в Министерстве торговли. Но потом понял, что это не мое, и решил пойти работать в театр. Так, в 1975 году я оказался в Театре оперетты в качестве главного администратора.

Отец сначала был против. Он всячески меня отговаривал, наверное, надеялся, что я передумаю. Потом, когда понял, что я тверд в намерениях, принял мой выбор, помогал и советовал. Хотя, я должен сказать, музыкальный театр от драматического достаточно сильно отличается по многим параметрам. Но есть много общих задач и проблем. Главное, отец научил меня тому, что решение надо принимать взвешенно, все надо делать спокойно, но не медленно. Еще очень важно создать в театре правильную атмосферу.

А с чем был связан выбор Плехановской академии после окончания школы? Все-таки семья театральная, а Вы пошли учиться на экономический факультет?

Чтобы быть актером, нужен талант, и театральная семья – это не гарантия успеха. Да и мне никогда это особо интересно не было. Я учился в английской спецшколе, одной из лучших в Москве, мог пойти в институт иностранных языков, как сделали многие мои одноклассники. Но выбрал финансово-экономическое направление. Важную роль сыграло еще одно обстоятельство: когда я приехал в Плехановский институт, попал на открытые лекции профессора Александра Бирмана, создателя экономики отраслей народного хозяйства. Он потрясающе читал лекции, и меня это очень увлекло.

Театр, как экономическая единица, отличается от других организаций?

Театр во всех смыслах сильно отличается от других организаций. Об экономике театра ведется много дискуссий, она многосторонняя, многообразная и даже иногда противоречивая. Важно понимать, что в театре творческая составляющая часто важнее экономической. С одной стороны, театр должен зарабатывать деньги, но, выбирая материал для постановок, мы понимаем, что, творческий результат для нас важнее, чем экономический. Поэтому и важна поддержка государства, так как основная задача театра – поиск творческих идей, необходимых для развития театрального искусства, а задача директора – найти правильный баланс между творческим поиском и экономическим результатом.

Бытует такое мнение, что кинематограф советского времени был более профессиональным, а актерские работы – более интересными.

Сейчас в кино многое зависит от финансирования. Раньше, если коллегия Мосфильма утверждала материал и включала его в план, то финансирование проекта было обеспечено до конца съемок. Сейчас государство дает (и то не всем) только часть бюджета, который нужен по общей смете фильма. Остальную часть надо где-то находить. Появились продюсеры, которые занимаются поиском средств, но не всегда удачно. И в результате отсутствие финансов влияет на качество, приходится экономить на всем. В сложившейся ситуации легче снимать сцены летом, потому что световой день длиннее, и меньше денег потратится на осветительную аппаратуру и электроэнергию. Раньше на это внимание особо не обращали. Главное было создать качественный продукт. Сейчас качество уходит на второй план, важно сделать ему хорошую рекламу. Но, тем не менее, хорошие фильмы появляются, потому что есть талантливые творческие люди.

Как Вы считаете, можно ли то же самое сказать о современном театре?

Конечно, и в театре многое упирается в финансы. Сегодня существуют суперсовременные театральные технологии, но они стоят больших денег. Художники, приходя на постановку, первым делом спрашивают, какой у вас бюджет? И понятно, что, если бюджет маленький, нельзя придумать впечатляющие спецэффекты, масштабные декорации, красочные костюмы. Для того чтобы пригласить интересного режиссера и балетмейстера, тоже нужны средства. Но театр тем и отличается от кино, что в живом общении со зрителями талантливые артисты своей игрой могут компенсировать отсутствие роскошных декораций, костюмов и спецэффектов. Поэтому в театре мы всегда находимся в поиске талантливых артистов, это основной капитал театра.

Что сегодня, по Вашему мнению, наиболее интересно зрителю? Классика или современные произведения?

Главное, чтобы история была увлекательная, чтобы она была понятна и близка зрителям. Конечно, классика всегда современна, многие театры именно на классике и «выезжают», а вот интересный современный материал найти сложно. Если говорить о нашем театре, я могу уверенно сказать, что таких спектаклей, как сейчас, раньше не было. Были уникальные артисты, вошедшие в историю нашего театра, ставились спектакли, на которые невозможно было попасть, но если сравнивать с сегодняшним днем, конечно, сделан огромный шаг вперед. Для наших спектаклей мы находим интересные сюжеты, талантливых авторов, поэтов, композиторов, режиссеров, вкладываем большие средства в декорации, костюмы, спецэффекты. Имея замечательную труппу, балет, хор, оркестр, у нас выпускаем спектакли, на которых почти всегда аншлаги. Многие идущие на нашей сцене постановки появились впервые именно у нас, они написаны специально для Московского театра оперетты и в тесном сотрудничестве с театром. Так появились и «Монте-Кристо», «Граф Орлов», «Фанфан-Тюльпан», «Джейн Эйр», «Анна Каренина», «Собака на сене» и многие другие. Недавно с большим успехом прошла премьера мюзикла Геннадия Гладкова и Юлия Кима «Доходное место» по пьесе А. Островского. Это тоже произведение, специально созданное для нас

Владимир Исидорович, а есть ли у Вашего театра традиции, которые поддерживаются до сих пор, и на которые театр опирается сегодня?

У каждого театра и у каждого артиста есть свои традиции, многие негласные. Но мне кажется, что у нас есть самая главная, необходимая для любого театра традиция, и я всячески ее поддерживаю – это преемственность поколений. Когда к нам приходят молодые артисты, они окунаются в атмосферу творческого уважения к мастерству и опыту, который им передают артисты старшего поколения. Когда мы ставили мюзикл «Метро», набрали ребят практически с улицы. Многие из них и в театре никогда не были. Сначала они даже вызывали определенное раздражение у наших солистов, но, оказавшись в репертуарном театре с отлаженным и профессиональным коллективом, эти ребята прониклись атмосферой. Мне известны случаи, когда подобные проекты пытались сделать в других театрах, и это не получалось, доходило до скандалов, до разделения театра на два лагеря. Здесь все зависит от коллектива. У нас он очень дружный. Вот, например, у нас есть свой курс в Щукинском училище. Некоторое время назад мы поняли, что для того, чтобы появлялись артисты, которые могут развивать наш жанр и соответствовать ему, необходим собственный курс. Чтобы играть у нас в театре, надо действительно серьёзно учиться. Я договорился с ректором Театрального института им. Б. Щукина Евгением Князевым и мы создали специальный музыкальный курс. Соединение традиций одной из лучших драматических школ и правильной музыкальной подготовки дает замечательные результаты. Было уже два выпуска, многих выпускников мы взяли в театр, и они замечательно работают, через год будем опять набирать студентов. На курсе преподают наши народные артисты Светлана Варгузова, Юрий Веденеев, Герард Васильев. Многие наши режиссеры и хореографы ставят со студентами спектакли. Они все тоже получают удовольствие оттого, что есть, кому они могут передать свой опыт и знания.

Владимир Исидорович, Вы директор и продюсер. А выступить в роли режиссера или актера Вам никогда не хотелось?

Нет, никогда не хотелось. Честно говоря, у меня на это и нет времени. Когда выпускается спектакль, режиссер все свое время посвящает этому процессу, который включает в себя ежедневные репетиции с артистами, кропотливую работу со сценографами, с балетмейстером. Я стараюсь участвовать во всех подготовительных этапах создания произведения. А когда начинается работа непосредственно над выпуском спектакля, часто прихожу на репетиции. Поэтому я чувствую себя причастным ко всему творческому процессу, и считаю, что мне этого достаточно.

В Вашем театре шли и лицензионные спектакли, а сейчас идут собственные мюзиклы-проекты и репертуарные спектакли. Как Вам удалось это совместить? Какая постановка для Вас самая любимая? Какая самая значимая?

В 1999 году мы поставили мюзикл «Метро». Это был первый проект, до этого ничего подобного в стране не было. И мы даже его назвали не мюзикл, а тотальный музыкальный проект. Это была абсолютно оригинальная, современная молодежная история. До России он шел в Польше и на офф-Бродвее. Мы сделали тогда русскую версию, либретто написали Юрий Ряшенцев и Галина Полиди, ставили авторы оригинальной версии Януш Юзефович и Януш Стоклоса, и проект получился замечательный и популярный. Его многие вспоминают, потому что он не только принес в московскую театральную афишу современный мюзикл и стал началом его становления в нашей стране, но и дал нам возможность соединить репертуарный театр и мюзикл-проект. Очень многие сегодняшние звезды мюзикла зажглись именно на этом проекте! Затем был «Notre Dame de Paris». Был сделан подстрочный перевод с французского либретто мюзикла, дальше этот подстрочник Юлий Ким перевел в стихотворную форму. После этого мы сделали обратный перевод и поехали к французам. В общем, процесс подготовки был непростым, иностранные авторы тоже хотели понять, как их перевели.

Декорации этого мюзикла на французской сцене собирались примерно дней 10, и в этом участвовало почти 60 человек. Мы репертуарный театр, и не можем себе такого позволить. Значит, надо было найти возможность переходить от репертуара к мюзиклу за два дня, а от мюзикла к репертуару — за один. И мы придумали, как это сделать. Французы сказали, что такого еще никогда не видели. В результате мюзикл имел огромный успех. Очередь за билетами выстраивалась от метро.

Следующим проектом стал «Ромео и Джульетта». Этот мюзикл в России был менее известен, чем «Notre Dame de Paris», но нам он удался, хотя многие не ожидали, что «Ромео и Джульетта» окажется настолько энергичным и мощным.

После лицензионных мюзиклов мы начали выпускать свои, и они получились даже более успешными, чем лицензионные. В 2008 году состоялась мировая премьера мюзикла «Монте-Кристо», созданная и поставленная российской командой. Далее с этой же командой мы выпустили мюзикл «Граф Орлов». Он был тоже в своем роде уникальным, так как в основе его лежала не литературная основа, а реальные события российской истории. Каждый из них шел четыре года на полных аншлагах. В 2016 году состоялась еще одна мировая премьера мюзикла «Анна Каренина», который до сегодняшнего дня идет с невероятным успехом. Впервые в истории отечественного мюзикла Южная Корея купила лицензию на наш мюзикл, и он идет в Сеуле с участием корейских звезд, и стал невероятно популярным. Помимо этого мы сняли киноверсию нашего спектакля и показали ее во многих городах России, Южной Кореи, США и Великобритании.

В театре каждый новый спектакль – это всегда новый опыт, непохожий на предыдущий. С другими постановщиками, идеями, техническими и творческими решениями. У нас, фактически, два театра: репертуарный театр и мюзиклы-проекты, которые идут много дней подряд. И они часто требуют больше времени и сил, чем репертуарные спектакли.

Поэтому определить, какая постановка для меня самая любимая, крайне сложно. Наверное, наиболее значимым является первый, сделанный своими силами, мюзикл «Монте-Кристо».

Тогда приоткройте еще занавес для наших читателей, расскажите о творческих планах. Чем порадует зрителя Ваш замечательный театр в новом году?

«Анна Каренина», надеюсь, будет еще идти не один год. «Монте-Кристо» мы будем тоже периодически играть не только на сцене театра. В настоящий момент снимается киноверсия, которая будет показана в кинотеатрах.

Возможно, снова вернем на афишу «Графа Орлова», потому что он вызывал большой интерес у зрителей. Будем делать это не в ущерб остальным репертуарным спектаклям. У нас, к сожалению, всего одна сцена, и помимо мюзиклов-проектов мы ежегодно выпускаем два репертуарных спектакля. Не забываем и мировую классику. В прошлом сезоне впервые на сцене нашего театра состоялась премьера знаменитой оперетты И. Штрауса «Цыганский барон». Самая последняя премьера – мюзикл «Доходное место» по пьесе Александра Островского. Великолепную музыку написал Геннадий Гладков, либретто и стихи Юлия Кима, сценография Бориса Краснова, художник по костюмам – Виктория Севрюкова. Спектакль получился не только очень красивым, но еще и очень актуальным. И уже в июне у нас состоится премьера абсолютно оригинального, написанного для нас произведения – мюзикла «Ромео против Джульетты 20 лет спустя». Это история о том, что бы произошло с Ромео и Джульеттой, если бы они остались живы. Музыку написал Аркадий Укупник, автор либретто Карен Кавалерян. Спектакль ставит Алексей Франдетти, молодой, но уже известный режиссер, он, кстати, начинал свою актерскую карьеру в нашем театре. В следующем году к юбилею народного артиста России Герарда Васильева, которого хорошо знают и любят зрители многих поколений, мы поставим спектакль по пьесе, специально написанной для юбиляра. Далее в планах театра еще целый ряд новых названий, над которыми идет работа. Обязательно в афише появятся классические оперетты, ведь оперетта очень любима в нашей стране, да и во всем мире. Надеюсь, что все планы осуществятся, получатся замечательные спектакли и зритель, приходя к нам, будет получать удовольствие и новые эмоции.

Владимир Исидорович, мы решили воспользоваться возможностью и спросить Вас об одной из наших любимых книг – «Мастер и Маргарита». Обсуждали ли у Вас в семье это произведение? Не было у Вас желания поставить на сцене Московского театра оперетты мюзикл по мотивам этого романа?

Начнем с того, что на сегодня основной наследник Булгакова – Сергей Шиловский, мой друг детства. Я много лет знал их семью и застал еще Елену Сергеевну, жену Михаила Булгакова, часто бывал у них в квартире на Никитском бульваре. В их библиотеке были разные издания произведений Булгакова, я перечитал тогда практически все, и, конечно, «Мастера и Маргариту». Это, безусловно, великое произведение, которое много раз пытались поставить в театрах, снять в кино. Насколько я знаю, давно ведутся переговоры в Голливуде о съемках фильма по этому роману. Но он очень сложен для воспроизведения и на сцене, и в кино. Было много разных экранизаций, но, мне кажется, пока все фильмы проигрывают оригиналу. Из спектаклей, на мой взгляд, самый удачный был поставлен Юрием Любимовым на Таганке. Не так давно мюзикл «Мастер и Маргарита» вышел в Санкт-Петербурге, но особого сценического успеха не имел. Мы в свое время встречались с драматургом Григорием Гориным и говорили о том, чтобы он написал либретто для мюзикла. У него были большие сомнения о возможности воплощения этого романа на сцене, а скоро, к сожалению, Горина не стало. Потом уже появились новые проекты, и я эту тему оставил. Наверное, надо найти какой-то необычный ход, чтобы на сцене гармонично соединились все множественные линии романа. Сделать это сложно, а может быть и не нужно. Не обязательно все произведения экранизировать или делать из них спектакли. Некоторые надо просто читать и наслаждаться.

Владимир Исидорович, огромное спасибо за интересную и содержательную беседу, за погружение в жизнь театра и его закулисья. Мы всегда будем рады видеть на страницах нашего журнала анонсы Ваших театральных постановок. Ведь наша аудитория не только любит читать, но и очень любит ходить в театр.

Беседовала Екатерина Горлова

материал напечатан в журнале «ОколоПолитики» № 2

ШУМ ЮЖНЫХ ВОЛН НА ПОВАРСКОЙ

Здесь, в старых переулках за Арбатом,
Совсем особый город…
И.А. Бунин

В Москве

1906 г.

Поварская – одна из старейших и интереснейших улиц Москвы. Рожденная вдоль Волоцкой дороги, ведущей из столицы в Великий Новгород, она стала местом жительства служащих царского Сытного двора, отсюда и название улицы и прилегающих к ней переулков: Хлебный, Ножовый, Скатертный, Столовый, Чашников. В свое время это была целая Поварская слобода, просуществовавшая вплоть до переноса государева двора в Северную столицу. И символично, что начинается сейчас улица с цифры 5, под которой чудом сохранилось здание той эпохи – церковь Симеона Столпника. Начальная и самая старая постройка в современной московской улице. Храм строили с 1676 по 1679 год по указу царя Федора Алексеевича. Смотришь на нее как на игрушку, настолько она кажется небольшой, но удивительно гармоничной. Такое, мне кажется, присуще только старым поместным московским храмам.

Чудом уцелевшая в советское время, она дожила до строительства трассы Калининского проспекта. И вот тут уже ее собирались снести. Ведь маленькая церковь никак не вписывалась в новостройки Нового Арбата. Спас ее русский архитектор Леонид Иванович Антропов. Уже прибыла техника для окончательного разрушения храма. Экскаватор начал работу, но Леонид Иванович залез в его ковш и не выходил до тех пор, пока не принесли приказ из Министерства культуры СССР о постановке памятника на государственную охрану. Вот такой подвиг для тех времен совершил русский архитектор, и благодаря ему мы сейчас можем видеть эту красоту.

Кресты на древней церковке. Сквозь ветви

В глубоком небе ласково сияют,

Как золотые кованые шлемы,

Головки мелких куполов…

И.А. Бунин, в Москве, 1906 г.

С переносом столицы на Поварскую перебирается жить цвет московского дворянства. По фамилиям здесь проживающих сейчас можно учить историю государства. Правда, облик улицы менялся еще раз, только после пожара 1812 года, когда сгорели почти все деревянные здания, Поварская приняла современные очертания. Но кроме «аристократической» Поварская всегда была «литературной». Здесь первый раз читал Пушкин свою «Полтаву», Лермонтов начинал творчество, Денис Давыдов сочинял «гусарские» стихи. Чтобы перечислить всех, не хватит и книги. Здесь «дом Ростовых» из «Войны и мира», здесь идешь «Темными аллеями» вместе с Буниным. Ведь здесь, на Поварской, было последнее место его жительства в России, отсюда он уехал в эмиграцию. А вот пройдя Малый Ржевский переулок, глядишь на другой стороне на особняк 25а, и вдруг понимаешь – всего каких-то 200 метров разделяют тут два, наверно, самых узнаваемых женских образа в русской литературе. В усадьбе князя Гагарина, что под номером 25а, жила Мария Александровна Гартунг – старшая дочь Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Николаевны Гончаровой. Для Льва Толстого «…она послужила ему типом Анны Карениной, не характером, не жизнью, а наружностью…» В романе же автор так описывал Анну Каренину: «Анна не была в лиловом… …На голове у неё, в черных волосах, своих без примеси, была маленькая гирлянда анютиных глазок и такая же на чёрной ленте пояса между белыми кружевами. Причёска её была незаметна. Заметны были только, украшая её, эти своевольные короткие колечки курчавых волос, всегда выбивающиеся на затылке и висках. На точёной крепкой шее была нитка жемчугу». Именно так и выглядит Мария Александровна на портрете, выполненном И. К. Макаровым в 1860 году. А в Малом Ржевском, в этом «переулке близ Арбата», в доме номер 6, поселил М.А. Булгаков свою Маргариту. Вот так, без Михаила Афанасьевича на Поварской никак, ведь именно отсюда и самого писателя отправили в последний путь.

В советское время Поварскую не мог миновать ни один литератор. На улице разместили в бывшей усадьбе Гагариных Институт мировой литературы и Литературный музей А. М. Горького, в усадьбе Долгоруковых-Соллогубов – Высший литературно-художественный институт, а позднее и Союз писателей СССР. Особняк Святополк-Четвертинского стал Центральным домом литераторов. Ну и конечно, в доме  № 50, напоминающем маленький замок, располагался знаменитый ресторан Центрального дома литераторов. Он считается одним из прообразов ресторана, где устроили «дебош» Коровьев и кот Бегемот. Но сегодня мы чуть-чуть не дойдем до него.

Сейчас улицу, бывшую «поварской», «аристократической», «литературной», можно смело назвать «посольской». Куда ни кинь взгляд, а попадешь в иностранные флаги и гербы. На небольшой Поварской, а длина ее всего чуть больше километра, можно увидеть всю «мировую политическую географию». И именно по этой «посольской» причине мы отправились на Поварскую. Пропустить выставку московского художника-абстракциониста Анатолия Орлова, которую устраивал Международный дипломатический клуб «Amicability», мы не могли. Тем более что проходила она в бывшем особняке князя Голицына, что по адресу: Поварская, № 40.

Здание было построено в 19-м веке для князя А. Б. Голицына по проекту известного архитектора А. Э. Эрихсона. В свое время в нем проживала семья градоначальника Москвы Рейнбота. А в  настоящее время в бывшем княжеском доме размещается посольство Гренады в России.

Посмотреть особняк изнутри. Выглянуть в окна на мостовую. Постоять на балконе и оглядеть Поварскую, как это делали герои любимых книг, – такое, конечно, нельзя было пропустить. Тем более обстановка была торжественной, что придавало еще больше колорита, словно возвращая тебя в ту эпоху, когда на Поварской гремели балы и приемы.

«Для меня была большая честь сделать презентацию своей живописи именно тут, на Поварской. Вместе с альбомом-каталогом выставлено 8 моих работ. Одна большая – «Заповедник Коста-Рика 4», размером 120х100 см, и 7 работ поменьше. Не много, но вместе с каталогом  это была возможность показать посетителям мероприятия, чем я занимаюсь как художник, как я вижу этот мир. И, на мой взгляд, это удалось. Абстрактный экспрессионизм вообще не прост для восприятия. Его суть не столько важно понять, сколько почувствовать. И на презентации посетители чувствовали это. С некоторыми из них были беседы и о живописи, и об искусстве вообще. И я понимал, что в данный момент я с ними на одной волне. Вообще, бытует мнение, что абстрактная живопись не представляет собой ничего сложного. Вплоть до того, что это не искусство. Думаю, это большая ошибка, поскольку именно абстрактное мышление и отличает творческое начало в людях. Хочу от всего сердца поблагодарить всех организаторов мероприятия и пожелать всем, кто присутствовал, больших успехов в жизни, большой удачи, счастья и крепкого здоровья. Творите свою жизнь, как искусство. Как сказал один художник: «Искусство – это не только предметы искусства, которые мы создаем. Искусство – это мы сами, наша жизнь». Так пусть наша жизнь будет великим и достойным искусством».

Так нашему шеф-редактору рассказал о мероприятии сам художник-абстракционист Анатолий Орлов.

А открывали выставку: «хозяин дома» – Чрезвычайный и Полномочный Посол Гренады в Российской Федерации Олег Павлович Фирер: «Добро пожаловать в посольство Гренады. Это первое мероприятие в наших стенах после карантина. Гренада всегда открыта для наших новых друзей и, конечно, для старых. Мы открыты для интересных мероприятий и рады вам всем»;

Депутат Государственной Думы Федерального собрания РФ VII созыва, член Комитета ГД по контролю и регламенту, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ Алексей Геннадьевич Кобилев: «Сегодня именно культура благодаря своему огромному общечеловеческому потенциалу способна стать тем объединяющим пространством, где люди различных национальностей, языковой, религиозной, возрастной, профессиональной принадлежности смогут строить свое общение без каких-либо границ, исключительно на основе взаимопонимания. Ведь искусство – достояние всего человечества, оно выше границ и национальных барьеров. Именно культура обладает уникальными возможностями, связанными с формированием позитивного образа народов, государств, который, в конечном счете, помогает и в решении политических проблем».

Президент Международного дипломатического клуба «Amicability», российский общественный деятель, кандидат философских наук, писатель, публицист, телеведущий Сергей Викторович Дворянов: «Дорогие друзья! Прежде всего хочется начать со слов благодарности Чрезвычайному и Полномочному Послу Гренады в Российской Федерации Олегу Павловичу Фиреру. Гренада – это уникальное государство и с точки зрения правовой системы, и с точки зрения экономического климата, и, конечно, гостеприимства. Благодаря деятельности Олега Павловича в стенах посольства проходит множество мероприятий, камерные вечера, вечера музыки, тематические встречи. Сегодня, в этом пространстве гармонии, состоялась персональная выставка московского художника-абстракциониста Анатолия Орлова. Работы этого художника – это определенно новая форма самовыражения в современном искусстве».

Многие государственные и общественные деятели освободили свой вечер, чтобы посетить вернисаж. Среди приглашенных почетных гостей на выставке присутствовали советник-посланник посольства Маврикия в России Рой Д. Биссундоял, министр-советник посольства Республики Эль-Сальвадор Родриго Эрнесто Гомез, председатель Русско-американского общества дружбы и делового сотрудничества Сергей Афанасьев. От Международного дипломатического клуба «Amicability» состоялось награждение почетными грамотами и международной медалью БРИКС успешных предпринимателей. В завершении вечера состоялся показ коллекции «Черный лебедь» дизайнера Натальи Вороновой, в которой невероятно гармонично сочетались винтажный шик и самые актуальные тренды моды. А коллекцию украшений представила дизайнер, актриса кино – Екатерина Буркина. Подводя итог, можно смело сказать, что в этот вечер в посольстве Гренады царила атмосфера искренности, радушности, даже домашнего уюта, звучали теплые слова и прекрасная музыка.