ШУМ ЮЖНЫХ ВОЛН НА ПОВАРСКОЙ

Здесь, в старых переулках за Арбатом,
Совсем особый город…
И.А. Бунин

В Москве

1906 г.

Поварская – одна из старейших и интереснейших улиц Москвы. Рожденная вдоль Волоцкой дороги, ведущей из столицы в Великий Новгород, она стала местом жительства служащих царского Сытного двора, отсюда и название улицы и прилегающих к ней переулков: Хлебный, Ножовый, Скатертный, Столовый, Чашников. В свое время это была целая Поварская слобода, просуществовавшая вплоть до переноса государева двора в Северную столицу. И символично, что начинается сейчас улица с цифры 5, под которой чудом сохранилось здание той эпохи – церковь Симеона Столпника. Начальная и самая старая постройка в современной московской улице. Храм строили с 1676 по 1679 год по указу царя Федора Алексеевича. Смотришь на нее как на игрушку, настолько она кажется небольшой, но удивительно гармоничной. Такое, мне кажется, присуще только старым поместным московским храмам.

Чудом уцелевшая в советское время, она дожила до строительства трассы Калининского проспекта. И вот тут уже ее собирались снести. Ведь маленькая церковь никак не вписывалась в новостройки Нового Арбата. Спас ее русский архитектор Леонид Иванович Антропов. Уже прибыла техника для окончательного разрушения храма. Экскаватор начал работу, но Леонид Иванович залез в его ковш и не выходил до тех пор, пока не принесли приказ из Министерства культуры СССР о постановке памятника на государственную охрану. Вот такой подвиг для тех времен совершил русский архитектор, и благодаря ему мы сейчас можем видеть эту красоту.

Кресты на древней церковке. Сквозь ветви

В глубоком небе ласково сияют,

Как золотые кованые шлемы,

Головки мелких куполов…

И.А. Бунин, в Москве, 1906 г.

С переносом столицы на Поварскую перебирается жить цвет московского дворянства. По фамилиям здесь проживающих сейчас можно учить историю государства. Правда, облик улицы менялся еще раз, только после пожара 1812 года, когда сгорели почти все деревянные здания, Поварская приняла современные очертания. Но кроме «аристократической» Поварская всегда была «литературной». Здесь первый раз читал Пушкин свою «Полтаву», Лермонтов начинал творчество, Денис Давыдов сочинял «гусарские» стихи. Чтобы перечислить всех, не хватит и книги. Здесь «дом Ростовых» из «Войны и мира», здесь идешь «Темными аллеями» вместе с Буниным. Ведь здесь, на Поварской, было последнее место его жительства в России, отсюда он уехал в эмиграцию. А вот пройдя Малый Ржевский переулок, глядишь на другой стороне на особняк 25а, и вдруг понимаешь – всего каких-то 200 метров разделяют тут два, наверно, самых узнаваемых женских образа в русской литературе. В усадьбе князя Гагарина, что под номером 25а, жила Мария Александровна Гартунг – старшая дочь Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Николаевны Гончаровой. Для Льва Толстого «…она послужила ему типом Анны Карениной, не характером, не жизнью, а наружностью…» В романе же автор так описывал Анну Каренину: «Анна не была в лиловом… …На голове у неё, в черных волосах, своих без примеси, была маленькая гирлянда анютиных глазок и такая же на чёрной ленте пояса между белыми кружевами. Причёска её была незаметна. Заметны были только, украшая её, эти своевольные короткие колечки курчавых волос, всегда выбивающиеся на затылке и висках. На точёной крепкой шее была нитка жемчугу». Именно так и выглядит Мария Александровна на портрете, выполненном И. К. Макаровым в 1860 году. А в Малом Ржевском, в этом «переулке близ Арбата», в доме номер 6, поселил М.А. Булгаков свою Маргариту. Вот так, без Михаила Афанасьевича на Поварской никак, ведь именно отсюда и самого писателя отправили в последний путь.

В советское время Поварскую не мог миновать ни один литератор. На улице разместили в бывшей усадьбе Гагариных Институт мировой литературы и Литературный музей А. М. Горького, в усадьбе Долгоруковых-Соллогубов – Высший литературно-художественный институт, а позднее и Союз писателей СССР. Особняк Святополк-Четвертинского стал Центральным домом литераторов. Ну и конечно, в доме  № 50, напоминающем маленький замок, располагался знаменитый ресторан Центрального дома литераторов. Он считается одним из прообразов ресторана, где устроили «дебош» Коровьев и кот Бегемот. Но сегодня мы чуть-чуть не дойдем до него.

Сейчас улицу, бывшую «поварской», «аристократической», «литературной», можно смело назвать «посольской». Куда ни кинь взгляд, а попадешь в иностранные флаги и гербы. На небольшой Поварской, а длина ее всего чуть больше километра, можно увидеть всю «мировую политическую географию». И именно по этой «посольской» причине мы отправились на Поварскую. Пропустить выставку московского художника-абстракциониста Анатолия Орлова, которую устраивал Международный дипломатический клуб «Amicability», мы не могли. Тем более что проходила она в бывшем особняке князя Голицына, что по адресу: Поварская, № 40.

Здание было построено в 19-м веке для князя А. Б. Голицына по проекту известного архитектора А. Э. Эрихсона. В свое время в нем проживала семья градоначальника Москвы Рейнбота. А в  настоящее время в бывшем княжеском доме размещается посольство Гренады в России.

Посмотреть особняк изнутри. Выглянуть в окна на мостовую. Постоять на балконе и оглядеть Поварскую, как это делали герои любимых книг, – такое, конечно, нельзя было пропустить. Тем более обстановка была торжественной, что придавало еще больше колорита, словно возвращая тебя в ту эпоху, когда на Поварской гремели балы и приемы.

«Для меня была большая честь сделать презентацию своей живописи именно тут, на Поварской. Вместе с альбомом-каталогом выставлено 8 моих работ. Одна большая – «Заповедник Коста-Рика 4», размером 120х100 см, и 7 работ поменьше. Не много, но вместе с каталогом  это была возможность показать посетителям мероприятия, чем я занимаюсь как художник, как я вижу этот мир. И, на мой взгляд, это удалось. Абстрактный экспрессионизм вообще не прост для восприятия. Его суть не столько важно понять, сколько почувствовать. И на презентации посетители чувствовали это. С некоторыми из них были беседы и о живописи, и об искусстве вообще. И я понимал, что в данный момент я с ними на одной волне. Вообще, бытует мнение, что абстрактная живопись не представляет собой ничего сложного. Вплоть до того, что это не искусство. Думаю, это большая ошибка, поскольку именно абстрактное мышление и отличает творческое начало в людях. Хочу от всего сердца поблагодарить всех организаторов мероприятия и пожелать всем, кто присутствовал, больших успехов в жизни, большой удачи, счастья и крепкого здоровья. Творите свою жизнь, как искусство. Как сказал один художник: «Искусство – это не только предметы искусства, которые мы создаем. Искусство – это мы сами, наша жизнь». Так пусть наша жизнь будет великим и достойным искусством».

Так нашему шеф-редактору рассказал о мероприятии сам художник-абстракционист Анатолий Орлов.

А открывали выставку: «хозяин дома» – Чрезвычайный и Полномочный Посол Гренады в Российской Федерации Олег Павлович Фирер: «Добро пожаловать в посольство Гренады. Это первое мероприятие в наших стенах после карантина. Гренада всегда открыта для наших новых друзей и, конечно, для старых. Мы открыты для интересных мероприятий и рады вам всем»;

Депутат Государственной Думы Федерального собрания РФ VII созыва, член Комитета ГД по контролю и регламенту, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ Алексей Геннадьевич Кобилев: «Сегодня именно культура благодаря своему огромному общечеловеческому потенциалу способна стать тем объединяющим пространством, где люди различных национальностей, языковой, религиозной, возрастной, профессиональной принадлежности смогут строить свое общение без каких-либо границ, исключительно на основе взаимопонимания. Ведь искусство – достояние всего человечества, оно выше границ и национальных барьеров. Именно культура обладает уникальными возможностями, связанными с формированием позитивного образа народов, государств, который, в конечном счете, помогает и в решении политических проблем».

Президент Международного дипломатического клуба «Amicability», российский общественный деятель, кандидат философских наук, писатель, публицист, телеведущий Сергей Викторович Дворянов: «Дорогие друзья! Прежде всего хочется начать со слов благодарности Чрезвычайному и Полномочному Послу Гренады в Российской Федерации Олегу Павловичу Фиреру. Гренада – это уникальное государство и с точки зрения правовой системы, и с точки зрения экономического климата, и, конечно, гостеприимства. Благодаря деятельности Олега Павловича в стенах посольства проходит множество мероприятий, камерные вечера, вечера музыки, тематические встречи. Сегодня, в этом пространстве гармонии, состоялась персональная выставка московского художника-абстракциониста Анатолия Орлова. Работы этого художника – это определенно новая форма самовыражения в современном искусстве».

Многие государственные и общественные деятели освободили свой вечер, чтобы посетить вернисаж. Среди приглашенных почетных гостей на выставке присутствовали советник-посланник посольства Маврикия в России Рой Д. Биссундоял, министр-советник посольства Республики Эль-Сальвадор Родриго Эрнесто Гомез, председатель Русско-американского общества дружбы и делового сотрудничества Сергей Афанасьев. От Международного дипломатического клуба «Amicability» состоялось награждение почетными грамотами и международной медалью БРИКС успешных предпринимателей. В завершении вечера состоялся показ коллекции «Черный лебедь» дизайнера Натальи Вороновой, в которой невероятно гармонично сочетались винтажный шик и самые актуальные тренды моды. А коллекцию украшений представила дизайнер, актриса кино – Екатерина Буркина. Подводя итог, можно смело сказать, что в этот вечер в посольстве Гренады царила атмосфера искренности, радушности, даже домашнего уюта, звучали теплые слова и прекрасная музыка.