ЭЛЬМИРА ЩЕРБАКОВА О БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Эльмира Щербакова

Руководитель оргкомитета Международного фестиваля «Российские культурные сезоны». Генеральный продюсер культурно-социального проекта «Театральная Россия».

Директор фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» Председатель комиссии по гуманитарным проектам Международной ассоциации фондов мира.

Президент благотворительного фонда социальных инициатив «Мир и гармония»; автор и руководитель программ социальной адаптации людей старшего поколения.

  

Эльмира, расскажите что такое «Биеннале театрального искусства» и в чем главная особенность Биеннале этого года?

«Биеннале театрального искусства» — это масштабный проект, который реализуется Ассоциацией Музыкальных Театров, Гильдией театральных режиссёров России, благотворительным фондом «Культурные сезоны» при поддержке проекта «Театральная Россия», а также Московским губернским театром и Театральным музеем им. Бахрушина.

Главная особенность Биеннале этого года, принципиально новый формат успешного содружества и партнерства в театральной России, формирующий единое профессиональное поле. Проект представляет созвездие трёх фестивалей — музыкального фестиваля «Видеть музыку», драматического фестиваля «Уроки режиссуры» и «Большого детского фестиваля». Все фестивали едины в представлении о профессиональной планке, о целях театрального искусства и его просветительской и образовательной миссии.

Кроме  спектаклей в программе Биеннале выставки в Театральном музеем им. Бахрушина, презентация книги, мастер-классы и многое другое.

Основное это фестиваль «Уроки Режиссуры». Ведь и сам Биеннале называется именно так. В конкурсной программе участвуют спектакли мастеров отечественной драматической сцены – Сергея Женовача, Дмитрия Крымова, Адольфа Шапиро, Римаса Туминаса, Григория Козлова, Юрия Бутусова и многих других. В то время как в жюри – победители Биеннале прошлого года, молодые режиссеры, «усвоившие» уроки режиссуры и теперь применяющие их в жизни. Мы проложили мост между двумя поколениями режиссеров, создали единую среду, в которой главное – интересный спектакль.

Благодаря поддержке проекта «Театральная Россия» зрители кинотеатров в городах России смогут вживую увидеть лучшие московские и петербуржские спектакли на большом экране. Это настоящий прыжок в вечность для театра и режиссера.

Расскажите о спектаклях, которые точно нельзя пропустить.

Конечно это спектакль Эрика Лакаскада «На дне», который пройдет в ноябре на сцене Театра Пушкина. Это большая работа на стыке французской культуры и русской пьесы, показывается в рамках программы «Даты» к 150-летию со дня рождения Максима Горького. Спектакль «Тургенев. Сегодня!» — современная история, которую посвятили к 200-летию Тургенева великого русского писателя. Спектакль «Гамлет» режиссера Юрия Бутусова, где роль Гамлета исполнена женщиной. Абсолютно новое прочтение классики.  И множество других, нельзя выделить какую-то малую часть.  Мы постарались создать уникальную возможность для любителей театра увидеть объемную картину лучших достижений отечественной сцены. Программа трёх фестивалей включает около 60 спектаклей, представленных российскими драматическими и музыкальными театрами и пятью постановками из Франции, Венгрии, Швейцарии, Австрии и Израиля.

Эльмира Щербакова

Об иностранных спектаклях. Как пал выбор именно на эти?

Нашим арт-директорам и мне хочется показывать лучшее из того, что есть на европейской сцене сейчас. Интересные российскому зрителю спектакли. Так мы решили показать спектакль Валерия Фокина «Крокодил», поставленный в Будапеште. Это спектакль живого классика театра, сложная работа, очень серьезная. В основе лежит произведение Достоевского — рассказ «Крокодил».

Не тяжело ли зрителю смотреть спектакль с субтитрами? И нужно ли это делать?

Я считаю, что необходимо расширять свои культурные границы, и не упускать возможность увидеть интересный спектакль. Многие мои друзья и коллеги специально едут в другие страны и города на премьеры, а здесь спектакль идет в столице России, на сценах лучших московских театров.

Нами сделана отличная работа по субтитрированию. Это не отвлекает, а позволяет вживую насладиться оригинальным языком. Конечно, это незаменимо для тех, кто учит языки – услышать живую речь актеров.

Эльмира, расскажите о спецпроекте «Даты» — кого чествует Биеннале в этом году и как вы выбирали из многих годовщин именно эти?

Особое место в Биеннале занимают спектакли, обозначенные в программе спецпроекта «Даты». Выбрать действительно было не просто. Многие спектакли конкурсной программы и спецпроекта «Даты» уже были показаны в сентябре и октябре этого года. В ноябре нас ожидают постановки к 50-летию творческой деятельности Валерия Фокина на сцене «МХТ им. Чехова» будет показан спектакль «Крокодил». К 60-летию режиссерской деятельности Адольфа Шапиро спектакль «Манон Леско» в Государственном академическом Большом театре России.  К 150-летию со дня рождения Максима Горького на сцене «Московского драматического театра им. А. С. Пушкина» будет показан спектакль «На дне». А в Санкт-Петербурге зрители увидят спектакль  «Тургенев. Сегодня!», посвященный 200-летию великого писателя.

Программа «Биеннале театрального искусства» – очень насыщенна, рекомендую посмотреть не только спектакли, но и другие события: мастер-классы и лекции действующих режиссеров. Ознакомиться с полной программой  фестиваля всегда можно на нашем сайте  https://www.theaterbiennale.ru/ и мы будем очень рады новым зрителям!

Беседовала Диана Буданова