БОРИС КОНСТАНТИНОВ

Главный режиссер Государственного академического центрального театра кукол им. Образцова,

заслуженный деятель искусств Российской Федерации,

лауреат премии Москвы в области литературы и искусства,

неоднократный лауреат национальной театральной премии «Золотая маска»

Чтобы понять наш театр и увидеть разные его стороны – нужно посмотреть весь репертуар.

 

– Борис Анатольевич, Вы родились в поселке Жигалово, на берегу Лены, можно сказать, в центре Сибири. Посмотрев на карту – население 5 тысяч человек, до Иркутска 400 км, до ближайшей железнодорожной станции 250 км. Как мальчик, школьник из Жигалово, захотел связать свою жизнь с театром? Расскажите о семье, о детских годах и как Вы оказались в Восточно-Сибирском государственном институте культуры и искусств в Улан-Удэ, ведь это вообще за Байкалом.

– Чтобы ответить на ваш вопрос – не хватит нескольких строк. Здесь нужна целая летопись воспоминаний. Мой прадед Ян Франевский – родом из Польши, по велению судьбы оказался в Сибири. И, может быть, я, его правнук, пошел по его же дороге, но в обратную сторону. Но все же, если быть кратким, я счастлив, что родился и вырос в тайге, что вместо детских игр был левый берег реки Лены, а правый – если сумеешь переплыть.

Зачем пришёл в театр? Наверное, на этот вопрос не отвечу никогда, а почему театр кукол – подавно. Люблю жизнь, а театр для меня это и есть жизнь.

– Если этот вопрос уместен и корректен. Когда Вы рассказывали о постановке «Железо», то упомянули о трогательной истории из детства. Как Ваша мама рисовала, рисовала свою мечту – берег моря, которая была недостижима. Получилось ли у нее осуществить эту мечту?

 

– «Железо» – это попытка высказаться о чем-то личном, дорогом. Память о родителях, которых уже нет, о том времени, когда они были молоды, любили, – все это и стало толчком к написанию пьесы.  Осуществить мамину мечту удалось лишь главным героям «Железа».

– Расскажите о первых шагах в профессии, в творчестве. Что нравилось, а что нет? Что просто давалось, а над чем приходилось трудиться?

– Первые шаги – они самые легкие, ты не идешь, ты – летишь. Тебе все кажется интересным, понятным, важным. Это сейчас каждый шаг удается с трудом. Знания прибавляют скорби.

– За годы творчества есть какая-нибудь особенно любимая, знаковая для Вас постановка?

– Расхожая фраза, что спектакли – что дети, и выделять какой-то один, делая «любимым», мне сложно! Может, когда-то в будущем я смогу ответить на этот вопрос.

– Государственный академический центральный театр кукол им. С. В. Образцова – главный кукольный театр страны. Были ли волнения и сомнения какие-нибудь, когда вы стали его главным режиссером?

– Волнения и сомнения у меня – каждый день. Уж очень велика ответственность перед именем Образцов, нужно было принять внутренне важное решение служить делу, начатому не тобой, суметь не разрушить, а уметь продолжать, то главное, что называется «ГАЦТК им. С.В. Образцова».

– Чтобы понять ваш театр, увидеть его разные стороны, стать как бы «немного в теме», что нужно в нем увидеть, на Ваш взгляд? Какие спектакли порекомендовали бы лично Вы для детей, для взрослых и для всей семьи?

– В нашем театре много как раз таких спектаклей, для всей семьи. А чтобы понять наш театр и увидеть разные его стороны – нужно посмотреть весь репертуар.

– Преподавательская деятельность, а она у Вас очень большая, приносит удовлетворение? Или это как нагрузка к основному творчеству?

– Преподавание – это, в первую очередь, учеба для самого меня, это важный и очень интересный разговор с другом-студентом.

– Театр кукол – это еще и что-то древнее, языческое, мистическое. Мы, когда видим его сцену, зачастую начинаем воспринимать кукол как самих актеров. Вот Вы часто повторяете, что задача «кукольника» – оживлять неживое. За столько лет работы с куклами не создалось ощущение, что они все-таки нечто большее, скажем так – чуть более живые, обладающие какой-то своей силой? Как в прочитанных мною воспоминаниях одного актера: «…ощущение, что не я веду куклу, а она меня».

– Отвечу коротко. Для меня не важно: «актер ведет куклу» или «она – его». Главное, чтобы было понятно – куда и зачем.

 

– У Сергея Владимировича Образцова была своя любимая кукла. На памятнике он держит в руках Кармен. А у Вас есть такая?

– И у меня Кармен. Да простят меня другие. Сила этой куклы в том, что она способна управлять сразу пятью мужчинами.

– А еще я не удержалась и, в продолжение рассказа о куклах, хочу спросить – Петрушка – это, наверное, самый старый, пришедший к нам из Руси, кукольный персонаж. Вот Ваши слова дословно: «Если Петрушка берет дубинку, то он должен воевать и не бояться, что придут казаки». Это так круто прозвучало. В современном кукольном мире для Петрушки есть будущее или он все больше уходит в фольклор?

– Да, мне хотелось бы видеть Петрушку, не в театре на фоне бархата и в лучах софитов, а на площади, «где он трибун и правдоруб». Пусть в шутливой и игровой форме, но говорящий о наболевшем и актуальном. Чем он, собственно, и занимался испокон веков.

– Борис Анатольевич, театр Образцова – это театр с огромной историей. Театр-музей. Наверняка в нем существуют какие-то свои легенды, приметы, свойственные только этому месту. Не поделитесь какой-нибудь из них?

– В нашем театре есть музей игровых кукол, там у каждой – своя легенда. Я полагаю, множество из них известно нашему главному хранителю – Гордию Салтыкову. Наведайтесь к нему на экскурсию по закулисью нашего театра – не пожалеете.

– Подводя к завершению наше интервью, Борис Анатольевич, расскажите о творческих планах, о том, чем порадует нас легендарный театр.

– Сегодня наш театр готовит несколько премьер – это «Маленький принц», «Чиполлино», «Звезда по пути в Вифлеем».  Я сочиняю «Питера Пэна» – полеты в детство и обратно. С нетерпением жду вас в нашем театре, ведь все, что в нем происходит, – случается только для вас, дорогие зрители.

– Борис Анатольевич, спасибо Вам за интересную и содержательную беседу. Непременно примем Ваше приглашение на экскурсию по закулисью театра и с удовольствием посетим музей игровых кукол.  Наше издание искренне и от всей души желает Вам успешных и красивых постановок, аншлагов в зале и преданных зрителей.

 

Беседовала Екатерина Горлова

фотографии предоставлены пресс-службой Государственного академического центрального театра кукол им. С.В. Образцова