СВЕТЛАНА САВЧЕНКО

СВЕТЛАНА САВЧЕНКО

 

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, член Комитета ГД по культуре

 

— Светлана Борисовна, в последние десятилетия в истории современной России кардинально поменялась политика по отношению к религии. И кого как не Вас, историка, человека, занимавшегося вопросами охраны культурного наследия, члена Комитета ГД по культуре, спросить о том, насколько правильно выполнение исторической справедливости в возвращении зданий Церкви? Насколько оно вписывается в современную жизнь? Нужно ли это? Может быть, правильнее было бы сделать просто музей, если здание исторически важное?

— Благодарю за вопрос, он действительно очень важный, хотя и не такой простой. Потому что история страны, и даже биография каждого человека, она очень не простая. Есть светлые страницы, есть – темные. Есть страницы, которым еще не дашь названия, не можешь оценить их пока. И, мало того, жизнь человеческая, если говорить о смысле жизни как таковом, для человека верующего – это восстановление связи с Богом. И если человек ставит себе такую цель в жизни, то и всю жизнь он направляет на то, чтобы эта связь была и не прерывалась. Долгие десятилетия у нас было атеистическое воспитание и мировосприятие. Я сама окрестилась только после двадцати лет. Для человека верующего тут как бы и вопроса нет о том, что нужно возвращать храмы тем, кому они принадлежат, то есть верующим людям, общинам, православным церквям, а мы сейчас пока о православии говорим. Хотя наша страна многоконфессиональная, и это касается молельных домов, кенасс, мечетей и других сооружений, которые есть и были в нашей стране. Но я сейчас говорю конкретно о православии, потому что православных храмов больше всего в нашей стране, и они больше всего пострадали. И до, и во время войны, и после нее. Поэтому возвращение и восстановление – это шаг к исторической справедливости. Потому что храм принадлежит общине, людям, которые собираются там на богослужение. Православные собираются там для самой важной своей службы – для литургии, то есть для благодарения Бога. Даже если мы будем говорить с точки зрения светского государства, где церковь отделена от государства, то все равно это очень хорошо. Потому что возрождение храмов – это восстановление. И мы знаем, что практически ни один из переданных храмов не остался в том же состоянии. Но я также считаю, что очень важно разделить вопросы религиозные от вопросов сохранения культурного наследия. Есть такие традиционно сложившиеся отношения, когда храм уже стал музеем, и очень сложно приучать общественное мнение, что храм должен быть в первую очередь храмом. Но храм – это уникальное сооружение для человека. Можно что-то другое переделать, а вот храмы пробовали приспособить под другие нужды, а все равно все возвращалось к началу.

Вы знаете, я была на региональной неделе в Крыму, и мы побывали в храме, который недавно был в буквальном смысле слова вынут из-под земли. То есть огромный лесной холм раскопали, а там четыре с половиной метра в высоту стены. Это средневековый византийский христианский храм, предположительно Иоанна Златоуста, с массивными колоннами, сохранившимися бойницами, нет только купола. Поразительно, что сохранилась часть перекрытия северной опсиды. Это уникальный момент, поскольку такое перекрытие никогда не фиксировалось при раскопках храмов. В лучшем случае его восстанавливали графически. На мой взгляд, важно и правильно, если этот храм будет передан православной церкви. Там уже было несколько служб. Знаете, я считаю, что такие здания являются объектами культурного наследия. Они, конечно, должны быть предметом для экскурсионного ознакомления, потому что, на мой взгляд, даже те люди, которые не верят, которые причисляют себя к атеистам или просто интересующиеся культурой, они все равно будут приходить и смотреть. Все значимые и в культурном, и в историческом смысле объекты должны быть открыты для доступа гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам, которые приезжают к нам. Мы знаем прекрасный пример храма-музея в Замоскворечье, домовой церкви при Третьяковской галерее, который был музейным пространством. В 1929 году этот храм был закрыт, но с 1993 года богослужения в нем возобновлены. На мой взгляд, это и уважение к верующим, и в то же время уважение ко всем гражданам. Я вот была убеждена, и сейчас свое мнение не изменила, что Крым вернулся в Россию, в том числе и потому, что это купель крещения Руси. Он не мог не вернуться, потому что Владимир там принял крещение, стал тем самым князем, который выбрал именно православную христианскую веру. Тем самым он определил вектор развития, и мы стали сегодня такой страной благодаря святому князю Владимиру, который, пройдя жизненные испытания, на своем примере показал, как из дикого язычника можно стать святым христианской церкви. Ведь наследие – это не только материальные объекты какие-то, но и не материальные – то же житие, например.  Действительно, для верующих людей это свято, а для остальных людей это то, что можно назвать еще одним историческим источником. На самом деле мы знаем и понимаем, что русская культура была сохранена не в последнюю очередь благодаря монастырям, в которых грамотные люди вели письменные записи, сохраняли богослужебные священные тексты, исторические летописи, синодики, своды и все, что с этим связано. Мало того, в период феодальной раздробленности, когда даже князья друг с другом не мирились, монастыри сохраняли связь друг с другом, они записывали и обменивались информацией. И иногда мы можем найти нужную историю из одного княжества в монастырях совсем другого.

— Светлана Борисовна, Вы педагог, как Вы относитесь к тому, что сейчас в школьную программу вводятся культурологические факультативы и обязательные предметы, такие как «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? К тому, что на базе церкви существуют воскресные школы, а зачастую и средние?

— Я положительно к этому отношусь. Считаю, что это важно и необходимо, потому что это наше духовное и историческое наследие. Это то, из чего растет, по сути дела, культура. Ведь слово «культура» недаром так созвучно со словом «культ», хотя мы и знаем множество определений этому слову. Мы говорим о том, что культура, с одной стороны, – это окультуривание природы, растений. Это значение пошло от сельскохозяйственных культур, а с другой стороны – от слова «культ». Недаром это значение имеет смысл облагораживания, образования. Это возможность получить знания о фундаментальных основах жизни. Я думаю, что быть культурным человеком – это, прежде всего, быть ознакомленным с основами своей культуры. Русская культура, а я сейчас говорю шире, чем просто этническая культура руссов, она в основании своем восходит именно к традиции евангельской, библейской. Естественно, из этого вырастают и наши отношения, наши традиционные ценности, о которых мы говорим, традиционный быт и уклад. И не зная этого, просто не поймешь, о чем вообще жизнь страны, о чем история нашего государства. Я всегда привожу очень хороший пример: когда Дмитрий Донской готовился к Куликовской битве и в Коломенском собирал ополчение, то по дороге на Куликово поле он сделал резкий крюк и вернулся уже с Пересветом и Ослябей. Князь заехал к Сергею Радонежскому и получил от него благословение и двух воинов-монахов. Если не знать духовную историю страны, то можно сказать: «Князь какой-то не нормальный. Шел на битву, неизвестно для чего заехал к какому-то старцу, дал тот ему двух воинов. А что это по сравнению с тем войском захватчиков и кочевников, которое его ожидало?» Но если ты знаешь духовную предысторию, то совсем по-другому воспринимаешь этот исторический эпизод. Я, когда преподавала историю,  всегда старалась находить какой-то эпизод, который как крючком зацепится и не отпустит. И если ребенок сдает экзамен или отвечает еще что-то, то тут же тебе расскажет, зацепившись за тот самый крючок. Конечно, изучение религии, духовных основ, тем более для детей, которые наше продолжение, – это нужное дело. Безусловно, те религии, которые есть на территории нашей страны, нужно знать. Наша страна многоконфессиональная, и каждый должен понимать и знать ту грань, чтобы не обидеть рядом стоящего человека. Каждый из нас знает по себе, что самое простое и самое сложное – это как раз те вещи, за которые проще всего зацепить, это кровь, то есть твой род, и дух, то есть то, во что ты веришь, что для тебя свято. Вот если за это не цеплять, то во всем остальном можно находить общий язык с любым человеком.

— Светлана Борисовна, в восстановлении каких объектов, памяти о них, Вы принимали непосредственное участие? Может, какие-то проекты идут и сейчас?

— Ну это частное дело. Я лучше про другое Вам расскажу. Если говорить о восстановлении памятников, очень важно понимать, для чего мы это делаем. Если мы поймем, зачем и почему, тогда и сам процесс будет совершенно другим. Я просто хочу привести один пример. У нас по инициативе председателя Госсовета начинали восстанавливать памятник, который теперь вырос в целый мемориальный комплекс – мемориал узникам концлагеря «Красный» вблизи Симферополя. Раньше там  было небольшое памятное место, где комсомольцы шестидесятых годов поставили самодельный  памятник и разбили небольшой скверик. Конечно, со временем все это приходило в упадок, сельские главы в советское время, как могли, приводили в порядок, но тогда больше внимания уделялось монументальным сооружениям. Когда на Украине началось возрождение бандеровщины, восстановление памятника стало принципиальным делом. Я тогда возглавляла Комитет по культуре и охране объектов культурного наследия и принимала в этом участие. Рада, что уже вторая очередь строительства закончена, построенный комплекс будет посвящен всем войнам на территории Крыма.

В этом году на его территории  прошел фестиваль «Истории достоинства. От Владимира – до Владимира». Это молодежный фестиваль, где дети через рисунок самовыражаются. Знаете, очень интересные получились картины у ребят. Первую премию выиграл рисунок – изображение сапога, который топчет детскую игрушку – медвежонка. Фестиваль настроен на то, чтобы ребята изучили событие или героя, о котором они хотят написать. Они защищают свои работы, рассказывают о них.

Сейчас задумано запустить третью очередь восстановления мемориала. Это будет не только музейно-образовательный комплекс, но и место, где можно будет проводить концерты, памятные мероприятия, мастер-классы по рисунку, по детскому творчеству.

Я думаю, это очень правильно – сохранять и восстанавливать объекты культурного наследия, которых на сегодняшний день в стране десятки тысяч, и выявляются новые. Знаете, с одной стороны, мы страшно богаты, но в то же время мы немножко бедные, в том смысле, что у нас не хватает сил, ни физических, ни финансовых, охватить это все и восстановить. Я вам хочу сказать, у нас традиционно интересное направление – мы стараемся все восстанавливать, а может, иногда не все надо? Иногда нужны руины, которые лучше законсервировать, и они будут действовать сильнее, чем восстановленные. И самое важное, мне кажется, это пока еще тоже большая проблема, хотя стараемся ее как-то решать в рамках государственных программ, – это то, что люди должны знать, где какие объекты, где какая история, где какое сокровище вообще есть, которым они обладают. Мне кажется, что очень важно воспитывать людей в уважении и в любви к своей истории.

— Какое историко-культурное наследие для Вас считается символом Крыма?

— Вот видите, раз, и врасплох меня застали. (Улыбается.) Почему? Да потому что Крым – это многослойная история. Единственная война, которая миновала Крым, – это Отечественная война 1812 года, ну не дошел до нас Наполеон. Все остальное, вся история прошла через Крым. Сложно что-то определенное назвать символом Крыма. Это музей под открытым небом. Нельзя обойти Херсонес, потому что это место крещения Владимира. Нельзя обойти Мангуп – княжество Феодоро, потому что двуглавый орел России прилетел оттуда, это мое убеждение. Нельзя обойти наши дворцы Южнобережья, потому что это наша история и красота. Нельзя обойти наши города-герои Севастополь и Керчь, город воинской славы Феодосию. Вот и получается, что символ Крыма – это сама Крымская земля, это музей под открытым небом.

— Сейчас Вам приходится много времени проводить в Москве. Какие объекты культурного наследия столицы Вам наиболее близки? Что любите посещать? Может, что-то хотите увидеть, но не хватает времени, не получается?

— Да, видела еще очень мало. Любимое место, конечно, есть – Красная площадь. Любая поездка в Москву – и я должна побывать на Красной площади, пройти по Александровскому саду мимо Могилы Неизвестного Солдата, дойти до храма Василия Блаженного. Все это нужно увидеть. Это сердце Родины. Это обязательно. Я очень люблю ходить в Исторический музей, и, сколько бы ни ходила, буду еще ходить. Мне это очень нравится. Я люблю Третьяковку и Пушкинский музей. А если говорить о сакральном, то это Покровский монастырь, храм Матроны Московской, Свято-Данилов. Недавно открыла для себя неподалеку от улицы Улофа Пальме храм Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, чувство такое, что возвращаешься в малую Русь. Очень многое еще хотелось бы увидеть, но времени не хватает. Скоро отпуск, тогда и будет возможность побольше посмотреть Москву, открыть для себя новые места.

— Светлана Борисовна, спасибо Вам огромное, что согласились пообщаться с нами на такую нужную и важную тему. Люди должны помнить и знать свою историю, свои истоки. А сохранение исторического наследия – это задача не только государства, а, наверное, каждого нашего человека, особенно если с детства, со школьной скамьи, его будут этому учить.

 

Беседовала Екатерина Горлова

материал опубликован в журнале «ОколоПолитики» № 3