По Стромынке в Киржач

ПО СТРОМЫНКЕ В КИРЖАЧ

 Зачастую бывает так, что ездишь десятки, а то и сотни раз одним и тем же маршрутом, а спросят тебя о нем, а ты и рассказать ничего путного не сможешь. Это как Шерлок Холмс интересовался у Доктора Ватсона количеством ступенек на лестнице в доме на Бейкер-стрит. А вот когда знаешь, что не просто съезжаешь с МКАДа на «Щелчок», а въезжаешь в Замосковье по одной из старейших дорог Руси, то смотришь на шоссе уже совсем по-другому. Самый простой и обычный путь оказывается настоящим путешествием. А стоит включить воображение, то даже простаивание в пятничных пробках может стать увлекательным занятием. Ведь все вокруг начинает окрашиваться в другой цвет, становится древним и загадочным. Позволяет строить планы на будущее, внимательно высматривать по сторонам в поисках ориентиров, о которых узнал в учебниках по истории.

Ведь Замосковный край, или Замосковье, – это ядро Русского государства. На юге Замосковный край граничил с Рязанской землей, на севере – с Новгородскими пятинами, на востоке – с Поволжьем и Вятским краем, а на западе – со Смоленской землей.

Термин этот – «Замосковный край» – не какое-то новомодное или народное название, он употреблялся в официальных документах уже в XVI веке. Тогда это была наиболее заселенная и экономически развитая часть Руси, во главе с Ярославлем, наиболее крупным и экономически развитым городом после Москвы, а  другие центры края: Нижний Новгород, Кострома, Углич, Переславль-Залесский, Коломна, Дмитров, Владимир, Муром, Гороховец – все они сейчас Золотое кольцо России.  По факту отсюда и пошла Русская земля, та Россия, в которой мы живем, если отбросить в сторону совсем «легендарную» историю. Именно здесь рождалось Русское государство, здесь оно развивалось и набиралось сил. А артериями растущего Московского государства были дороги, и по одной из самых главных мы сегодня и проедем. Стромынская дорога вела из Москвы в Суздальскую, а далее по правому берегу реки Нерль во Владимирские земли. Были у этого пути свои взлеты и падения, но осталась она до сих пор. Сейчас – это улица Стромынка в Москве, Щелковское шоссе, улица Стромынка в Суздале. А когда-то она называлась Большой торговой дорогой и была одним из важнейших торговых путей Подмосковья и Замосковья.

Минуешь Чкаловск, и городская застройка становится реже, а как проедешь речку Клязьму и поворот на Лосинку, то скорость потока станет выше, и можно не заметить, как мелькнет справа колокольня Николо-Берлюковской обители. Хотя не заметить ее трудно. Высока она – на 120 метров высится шпиль на берегу реки Вори. Смотришь на нее и понимаешь – что въехал ты в Радонежье. Чем-то очень старым, даже сказочным веет от этого названия. Святая земля – один из главных центров православия. Радонежье – старинное наименование одной из древних областей Залесской – Замосковной Руси. Здесь среди мореных холмов бьют ключи со святой водой. Здесь, в Радонежской,  Троице-Сергиева лавра, здесь есть даже свой водопад Гремячий ключ, собирающий около себя тысячи паломников, ведь полился он на землю благодаря молитве Сергия Радонежского. Россыпь монастырей ограждает эту землю. И спокон веков ходили сюда на богомолье поколения верующих.

А вот поворот дороги – и уже Стромынь. Когда-то тут был монастырь – место великокняжеского богомолья. Считается, что именно благодаря ему повысилось значение Стромынского тракта, ведь он был основан Сергием Радонежским по просьбе великого князя Дмитрия Донского в честь  победы над Мамаем на Куликовом поле. Монастырь до наших времен не дожил. Но в центре села есть красивая церковь. Стоит она у дороги, и миновать ее никак не получится. В ней  покоятся святые мощи ученика Сергия Радонежского преподобного Саввы Стромынского, который был настоятелем этого монастыря. Но и это еще не все – есть в церкви Кипрская (Стромынская) икона Божией Матери  – чудотворная икона, одна из великих святынь Подмосковья. По преданию, она была передана преподобным Сергием Радонежским в благословение своему ученику Савве Стромынскому.

Но  дорога катится дальше, виляет среди деревень: Черное, Мележа, Аленино, и вот въезжаем на эстакаду, а с нее открывается панорама города. Киржач, в свое время один из узловых городов Стромынского тракта. А сейчас  маленький городок, но с сохранившимся старым колоритом, с тем укладом жизни, что текла здесь на протяжении столетий. Кажется, зажмурься, замени фуры и легковые автомобили на купеческие обозы и телеги, и часы послушно открутят свои стрелки на пару столетий назад.   Когда-то, до постройки Нижегородского шоссе, в простонаречье Горьковки,  через Киржач и днем и ночью тянулись к Москве и из Москвы в сторону Владимира и Нижнего Новгорода обозы.

Проехав по малоэтажной застройке около километра, видишь по правую руку церковь на возвышенности. Это Селиванова гора – по местному преданию, названа она по имени разбойника Селивана, атаманившего  в этих местах. Так или нет – доподлинно неизвестно, но вот то, что на тракте разбойников всегда хватало, – это факт, на русской дороге без разбойников никуда. Как  «стучит барин» в «Записках охотника» – так «стучали» по тракту тройки с «лихими» людьми. И рассказывали и писали о них всегда. Это, можно сказать, традиция, которая прослеживается до сих пор. Яркий пример – роуд-муви «Бумер», ставший одним из самых популярных фильмов 2000-х. Ну а на Стромынке таких историй, как в «Бумере» или  как у Тургенева, было предостаточно.

Например, на тракте  разбойничала шайка под предводительством атамана  Берлюка. Когда же разбойники решили завязать с промыслом, то поселились на погосте, как отшельники. Так и появилось название Николо-Берлюковской пустыни.

А там, где река Мележа впадает в Шерну было совсем  глухое место. Там испокон веков существует мост, который называется Буяновым, ведущий в лесное урочище Буяны. Легенда приписывает такое название моста и леса «буянам», то бишь разбойникам. Говорят, что по лесу и около Буянова моста зарыты разбойничьи  клады, которые до сих пор ищут кладоискатели. И про мележенских мужиков ходили слухи, что не совсем у них чисты руки, и что нет-нет, да и «запачкают» они их об путников. И что в соседнем Черновском лесу немало зарытых ими ограбленных и убитых.

Но хватит о печальном. Проехав р. Киржач, открывается вид на Благовещенский монастырь – главную достопримечательность города, с которой, собственно, сам Киржач и начинался.

Согласно летописям Троице-Сергиевой лавры, в 1358 году преподобный Сергий Радонежский покинул Троицкий монастырь и отправился в путь на поиски места для строительства новой обители. В Махрищском монастыре он встретился с игуменом Стефаном и взял себе в спутники монаха Симона. После долгих странствий они остановились у левого высокого берега реки Киржач.

Вскоре туда приходят и его ученики. Братией были построены кельи и деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Прожив в обители четыре года, Сергий Радонежский вернулся в Троицкий монастырь. От пребывания преподобного Сергия сохранился  колодец, им же выкопанный, над которым сейчас построена часовня. В колодце этом ключ чистой  воды вытекает из-под большого камня. Настоятелем же обители стал ученик Сергия преподобный иеромонах Роман, который занимался благоустройством монастыря до самой своей смерти в 1392 году. Роман Киржачский, причисленный Церковью к лику святых, считается первым игуменом монастыря.

На следующие три века приходится период расцвета Киржачского монастыря. В это время монастырь увеличился, были построены  великолепные храмы, составляющие гордость русского зодчества.

Монастырь процветал, вокруг обители выросла Монастырская слобода, которая, соединившись с другим селением – Селивановой горой, по указу Екатерины II образовали город Киржач. В городе проходили ярмарки, а по осени самая из них большая – Сергиевская. Тут были постоялые дворы, стояли кузницы и мастерские, где путники могли  подковать коня, починить гужевой транспорт, да и прикупить тут было что.

Не случайно  Торговые ряды – еще один символ старого Киржача – начинаются уже сразу за монастырем. Построены они в позапрошлом веке, но до сих пор выполняют свою торговую функцию. Уроженцы Киржача называют ряды «Каменными». Когда-то на другой стороне Стромынки у «Каменных» рядов были параллельные торговые ряды,  но при советской власти их снесли, освобождая место под Дворец культуры. А когда-то торговое движение вовсю шло по Стромынскому тракту. Вот что можно прочитать в грамоте времен царя Ивана Грозного: «Под монастырем на Киржаче съезжаются торговать многие люди, а торгуют всяким товаром». В 1688 году царь Алексей уступает монастырю сборы с пяти ярмарок, проводимых ежегодно в Киржаче купцами, проезжавшими из Москвы во Владимир и Нижний Новгород. Монастырь, и город вместе с ним, богатели. Не отставало от торговли и производство. С удивлением узнал в свое время про «шелковый пояс», образовавшийся вдоль Стромынской дороги, в который входил Киржач. Оказывается, 20% шелковых тканей в стране производилось именно здесь. В Киржаче работали шелково-ткацкие фабрики купцов Соловьевых, Арсентьевых, Деревщиковых и других. Известна была продукция и медеплавильных заводов Киржача.

Сейчас с торговыми рядами соседствует главный «экспроприатор» частной собственности – Ильич, ну куда уж без него. Но это небольшое соседство, а так – старый город на удивление сохранился. На самом деле, остановиться и пройтись по центру Киржача очень интересно. Осталось большое количество зданий 19-го и  начала 20-го веков. Жилые дома, купеческие лавки, пожарное депо, училище, корпуса бывшей ткацкой фабрики Арсентьевых  – «Красная работница». Есть старинный постоялый двор, и с ним, конечно, тоже связана городская легенда. Местные хроники говорят о том, что на этом дворе останавливался раненный на Бородинском поле генерал Багратион. Вполне возможно, ведь дорога-то одна, а во времена Отечественной войны 1812 года ей уделялось огромное внимание. Для охраны Стромынки от неприятеля полковник Поливанов расположил два батальона в селе Филлиповском на реке Шерна в окрестностях Киржача  и два батальона в самом городе.

К Отечественной войне 1812 года относится и Вшивая горка. Этот холм получил свое название зимой 1813 года.  После того как войска Наполеона оставили Москву, владимирские ополченцы были отправлены по домам. Многие из них были больны тифом, холерой и педикулезом. Во избежание возможного распространения инфекций среди местного населения, на холме в полутора верстах от города был разбит карантинный лагерь Отсюда и название холма.

А в 1960–1970-е годы Вшивая горка стала местом отдыха для героев космоса. Киржач был одним из мест подготовки первого отряда космонавтов. На его аэродроме они проходили парашютную подготовку. Здесь были Юрий Гагарин,  Герман Титов, Алексей Леонов и многие другие

В Киржаче помнят об этом. В парке на Вшивой горке сооружен мемориал «Костер космонавтов», на который ходят посмотреть жители и гости города. Ну и, конечно, мемориал на месте гибели Юрия Гагарина и Владимира Серегина. Он также в Киржачском районе, ведь именно здесь и оборвалась жизнь первого космонавта Земли. За памятником следят, ухаживают, к нему ездят.

Скажите, всего этого мало для полноценной экскурсии? Где же сталкивающиеся лавины конницы, грохот орудий, захваченные знамена, штурм укреплений и «птица слава». Может, и ехать сюда незачем. Совсем отказать в подобной истории Киржачу, конечно, нельзя. Несомненно, гремели и тут междоусобицы, татары с монголами или без них проходили когда-нибудь сквозь этот край, опричнина Ивана Грозного кружилась вокруг, ведь столица ее, Александрова Слобода, совсем рядом, по пути. Но все это прошло как-то рядом, мимоходом, не оставя  памяти какой-то особой, ни рубцов приметных, что будут столетиями помнить и примечать. Вот это и приходит в голову, когда думаешь о Киржачской земле. Ведь не случайно столько всего минуло ее, оставляя целой и спокойной. И действительно, когда проедешь по окрестностям, пройдешь улицами Киржача, то начинаешь понимать, что главное его достоинство – это и есть отсутствие громких дат, грозных событий и свершений. Киржач – это угол спокойствия и тихой размеренной жизни, словно застывшей здесь с той, еще Московской Руси. Но и  раз так, то открою вам еще одну тайну этих мест. Многое здесь может заговорить, надо только знать, где и у кого спрашивать. Деревни и села тут старые, с многовековой историей, и практически каждая может что-то показать, нужно только хорошо «попросить» ее – поискать информацию, полистать книги, смотришь, и заговорят улицы и дома на понятном тебе языке. К примеру, вот что рассказала мне ничем не приметная с виду деревня с забавным названием Фуникова Гора, мимо которой мне частенько приходилось проезжать. Ничем не примечательной она оказалась только на первый взгляд. Известна она давно, с XVI века, когда село еще входило в стан Малый Рог Владимирского уезда Замосковного края Московского царства.

В Смутное время она была разорена польско-литовским отрядом, тогда в огне погибла имевшаяся там церковь Успения Пресвятой Богородицы. А еще Фуникова Гора известна как родовое имение Прокудиных-Горских, владимирских дворян рода, восходящего к XIV веку.

 Во второй половине XVIII – начале XIX веков она принадлежала Михаилу Ивановичу Прокудину-Горскому, одному из первых русских писателей и драматургов. В ней же родился его правнук – Сергей Михайлович Прокудин-Горский – русский фотограф, химик, изобретатель. Он тот русский фотограф, который успел заснять Российскую империю перед ее гибелью. Благодаря его работам мы можем увидеть прошлую эпоху. Именно его фотография Новоспасского монастыря напечатана на страницах этого номера.

А чуть в стороне от Фуниковой Горы стоит полуразрушенная церковь Архангела Михаила. В ней и крестили когда-то Сергея Михайловича. В свое время храм – гордость округи, сейчас в плачевном состоянии. И, конечно, татаро-монголы и польские интервенты не причастны к его разрушению. Трагично, но здесь много таких мест, еле влачащих существование, но обладающих подлинной историей. Но как бы  ни было грустно, главное сокровище этих мест всегда здесь, на виду. Оно в том, что заметил в свое время и Сергий Радонежский, оно в каком-то Ангеле Хранителе, что отгоняет отсюда и орды врагов, и всяких реконструкторов, коих немало было в нашей истории. Здесь просто нужно поймать момент, самому все увидеть и почувствовать.

Раннее утро. Солнце. Тишина. Редкие, почти невесомые облака делятся ровными горизонтальными голубыми линиями неба. Это чувство редкого спокойствия, какого-то даже умиротворения, можно сравнить или назвать отрезком – частичкой счастья. Я испытывал такое иногда – ранним утром на мосту Кенигсберга, глядя на Кнайпхов, как-то  в начале весны на борту парома в Стамбуле, но чаще всего это чувство охватывает меня здесь – в Киржаче, в маленьком городе в самом центре Руси. Месте, наполненном спокойной красотой и покоем. Покоем, который не нарушает стук дятла по утрам и голос кукушки весь день. Они просто растворяются в окружающей тебя великой простоте. И пусть нет тут «моря-океана», широких полноводных рек и заснеженных вершин. Зато есть зеленые ряды сосен на километры и писк ястреба над ними. Полет пары куликов над маленькой Вахчилкой и след лося  на ее песчаной отмели. Все это с лихвой компенсирует отсутствие огромного числа туристических красот. Нет, конечно, хочется почувствовать соленую морскую волну, пройти в тени величавых стен, но почему-то всегда тянет сюда – в бревенчатую избу рядом с сосной, к поленнице дров для камина и этому внутреннему спокойствию, которое дарит мне только этот удивительный край.

Не так много мест на свете у человека, где он чувствует себя «как дома». Там, где ему спокойно, комфортно, где ему хочется быть. И вылезает он из своей раковины этой только по необходимости. Вот Киржач и есть такое место. И не один я это чувствую, конечно. Не случайно он входит в любой топ водных прогулок по России. Говорят, что тут просто идеальная релаксация, отдых на реке, где нет порогов, крутых берегов, а с маршрутом справится даже обычная резиновая лодка. На сплав в Киржач можно смело брать всю семью, включая дедушку и бабушку, и тихо плыть по течению, останавливаясь на многочисленных песчаных пляжах.

Да и время тут совершенно удивительное. Бывает тягуче бесконечным, а иной раз смотришь, а диск Солнца просто падает в щель между сосен. Лучи с каждым мгновением все реже пробиваются сквозь зелень – и на тебя вместе с туманом от реки падают сумерки. Вечера и ночи тут наполнены  не бесшумностью, но тишиной природы. Сквозь нее всегда пробьется что-то, особенно летом. Заведет свою «песню» коростель, крикнет сова, подтверждая свое место на гербе города. А иной раз закричит лисица, а уж ее вопли могут даже напугать с непривычки. Воздух режут летучие мыши, но наши – «киржачские»  хорошие, без коронавируса. А вот к осени становится тише и темней. Свод неба чернеет, и ты жадно всматриваешься в мириады звезд, и твое терпение вознаграждается – над головой прочертит небо яркой полоской метеор, но тоже как-то по-киржачски, так, что ты всегда успеваешь загадать желание.

В камине угли, а на улице звезды.
Проносятся дни, утихают вопросы.
Здесь хочется жить и хочется верить
Во что-то такое, что можно измерить.

Во что-то простое, что видно и слышно.
Во что-то такое, как листик на вишне.
В твой силуэт на лестнице в доме,
В ветер и дождь, моросящий на поле.

Автор Кирилл Горлов

Фото Мария Горлова