Каким должен быть современный музей?

Александр Шолохов

Музей тем и дорог человеку (особенно современному человеку), что дает возможность прикосновения и ощущения настоящего

Чтобы разобраться в том, что может считаться музеем, а что нет, о современном состоянии музейного дела и его развитии «ОколоПолитики» решил поинтересоваться у настоящего знатока и эксперта в музееведении – российского государственного и политического деятеля, первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по культуре, Президента ИКОМ России (International Council of Museums (ICOM), члена Президиума Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации – АЛЕКСАНДРА ШОЛОХОВА

Александр Михайлович, музеи, хоть и несут в себе собрания ценностей, которым даже иной раз представить страшно, сколько лет, сами по себе явление относительно молодое – самым известным 300 лет. Поправьте меня, если я путаю. Какой путь они прошли за это время? И каким должен быть современный музей?

– Если 300 лет – относительно молодое явление, то мне понятно, почему музеи отличаются таким творческим подходом и, в каком-то смысле, задором. Тем не менее, за это время они прошли огромный путь, от достаточно закрытых собраний редкостей до располагающих огромными возможностями просветительских центров. И современный музей, помимо наличия уникальной и серьезно изученной коллекции, является местом приложения знаний самых разных специалистов – от традиционных хранителя и реставратора до ставших практически обязательными IT-администратора и театрального художника. Благодаря этому музеи, наряду с серьезнейшей научной работой, создают невероятно эмоциональные экспозиции, предлагают своим посетителям возможность получить не только новые знания, но и новый опыт, новые умения, насыщают свои объекты дополненной реальностью и активно выходят в интернет-пространство, предлагая виртуальные экскурсии, мастер-классы и другие, самые разнообразные, возможности.

В условиях эпидемии коронавируса многие музеи раскрыли свои двери в онлайн-режиме. У людей есть возможность пройти виртуальные туры. Это, конечно, очень хорошо и своевременно, но насколько подобное виртуальное путешествие может заменить настоящий поход в музей?

– Виртуальное пространство – это очень хорошее, но только дополнение. Получаемая через Интернет информация может либо подготовить и подтолкнуть нас к посещению какого-либо музея, либо дать возможность получить дополнительные знания после такого визита. Однако ни одно, ни другое не могут быть вместо этого посещения. Музей тем и дорог человеку (особенно современному человеку), что дает возможность прикосновения и ощущения настоящего. И никогда разглядывание на экране самых совершенных снимков, в колоссальном разрешении и УФ-лучах, не даст вам восторга от созерцания полотна Левитана в небольшом краеведческом музее. Так же, как 3D-изображение и самые подробные технические данные не дадут возможность представить тяжесть меча Большого Пьера.

Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова
Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова

Александр Михайлович, а есть у нас в российской истории, культуре что-то недооцененное или забытое, то, что может и должно стать экспонатом в музее?

– В российской новой истории довольно часто бытует, к сожалению, стремление представить в невыгодном свете предыдущий ее этап. Понятно, так проще продемонстрировать значимость и необходимость различных действий. Это, конечно, неправильно и, так же как и борьба с памятниками, не признак силы и чувства правоты.

Из-за этого отношения легко можно с водой выплеснуть ребенка. Думаю, сегодня нужно внимательнейше относиться к достижениям ХХ века, а их немало. Советские художники, например, уже являются мировым предметом внимания. Сегодня нашим музеям – от художественных до промышленных – необходимо постоянно проводить «инвентаризацию» уходящей натуры.

Александр Михайлович, в столицах достаточно много музеев. Есть куда отправиться не только туристам, но и местным жителям, причем каждый раз можно увидеть что-то новое. А теперь и чуть дальше от столиц смотришь, нет-нет, да и откроется что-то новое: то музей «гвоздя», то музей «утюга», то еще чего-то. По Золотому кольцу подобных уже много, но зачастую, зайдя туда, разочаровываешься. Что может все-таки считаться музеем? Критерии какие-то есть? В моем понятии музей – это что-то основательное, ряды экспонатов, имеющих серьезную историческую ценность, или выставка, посвященная чему-то значимому, человеку, событию, оставившим после себя след в культуре, истории страны.

– Гвозди и утюги тоже могут быть музейными предметами. Но музей – это, прежде всего, коллекция. Музеи создаются для формирования, хранения, изучения и представления своих (подчеркиваю – своих) коллекций. Остальное – либо важное дополнение, либо откровенно от лукавого. Соответственно, если некая организация создала выставку бутылок водки, другая реализует просветительскую или просто развлекательную мультимедийную программу, а третья гастролирует, потешая зрелищем восковых фигур, то музеями они автоматически не становятся. Как и мои коллеги, я никогда не соглашусь с тем, что музеи оказывают «услуги». Музей, если это музей, прежде всего выполняет серьезную государственную функцию – он сохраняет наше культурное наследие.

Беседовала Екатерина Горлова

фото предоставлено пресс-службой Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова