В интервью для рубрики «Эксклюзивно в ОП» режиссер Екатерина Корабельник рассказывает о своей новой постановке «Беглецы» в Театре Романа Виктюка.
Екатерина, чем Вас привлекла история «Беглецов»?
Ульф Старк – совершенно невероятный писатель! В «Беглецах» он разговаривает с детьми на очень важные темы, поэтому мне было интересно поставить эту повесть. На сцене хотелось объединить взрослых и детей, что достаточно сложно сделать.
У нас главные роли играют потрясающий актер Олег Исаев и ребенок (исполнителям 8 и 12 лет). Такой дуэт редко встречается на профессиональной сцене. Мне вообще повезло с кастингом – в театре Виктюка замечательные актеры, и я получаю огромное удовольствие, работая с ними.
В каком жанре Вы решаете спектакль?
Мы определили жанр как «роуд-муви», то есть – «путешествие». Герои передвигаются из одного пункта в другой, как это встречается в кино.
«Я пишу неспокойные книжки», – признавался в интервью Ульф Старк. Как Вы считаете, в чем выражено это неспокойствие?
Я не слышала это высказывание, но понимаю, что автор подразумевал под ним. Старк говорит по-взрослому на серьезные темы, но без назиданий, как настоящий друг. Темы смерти, развода, старости, инаковости, дружбы через поколения – они «неспокойные», но у Старка всегда теплые, по-хорошему трогательные и сентиментальные. Свет в конце тоннеля есть в каждом его произведении, а герои всегда достигают своей «нирваны».
Какие главные проблемы раскрываются в спектакле?
Взаимоотношения в семье, принятие старости, настоящая дружба, проблема смерти, как мы это воспринимаем сами и как объяснить все ребенку. Этим материал и интересен – каждый найдет то, что волнует именно его.
Екатерина, а что было самое сложное в работе?
Распределение ролей среди актеров, потому что в главной роли у нас ребенок. Было сложно найти мальчиков, ведь кроме того, что они должны быть талантливыми, они еще должны быть очень трудоспособными и у них должны быть понимающие родители, которые осознают, что репетиции – это большой труд. Чтобы найти мальчиков, мы устраивали кастинг и искали их повсюду. Одного я случайно увидела в Инстаграме (он на тот момент был задействован в другой постановке), а второй снимался с Наилем Абдрахмановым в сериале. Огромная трудность нас ждет впереди, потому что мальчики растут и в скором будущем надо будет менять состав.
Что самое главное, на Ваш взгляд, в работе над спектаклем для детской аудитории?
Я стараюсь не делать спектакли для детской аудитории, я делаю семейные спектакли. Трудности те же, что и в работе с любой другой постановкой для взрослых – найти материал. К тому же, семейный театр несет в себе определенную миссию, он по природе миссионерский и говорит на очень серьезные темы, но не как учитель. Надо, чтобы ребенок к этому подключался. Когда взрослые приходят в театр, часто они реализовывают какой-то культурный код: пришли, значит мы интеллигентные люди, сидим и смотрим. Ребенок по-другому посещает театр. Его приводят родители и важно, чтобы он не сказал им в какой-то момент: «Нет, мама, я лучше пойду на «Мстителей» в кино». С одной стороны, театр говорит на серьезные темы, но, с другой – должен быть увлекательным. Отсюда рождается возрастной ценз. У детей разница в два года – это, на определенном этапе, пропасть.
Ваш спектакль будет интересен взрослому зрителю? Есть ли вообще какие-то возрастные ограничения?
Мы поставили ограничение 12+, но только потому, что как показывает практика, если поставить 8+ – то обязательно приведут и шестилетних. Каждый родитель считает, что его ребенок развит не по годам. Хотя, конечно, это все очень индивидуально. Идеальный возраст для просмотра спектакля 9-12 лет, а вот родителям, без сомнения, всем будет интересно и полезно увидеть нашу работу!
Герои Ульфа Старка – мечтатели. Помните, о чем Вы мечтали в детстве?
Я о многом мечтала в детстве, у меня была богатая фантазия. Как многие дети мечтала меньше учиться в школе, а больше гулять и развлекаться. Это теперь я понимаю, что была неправа (смеется). Помню, например, как мечтала, чтобы у меня дома жила обезьяна, потом хотела дрессировать орангутанга в цирке. Ни актрисой, ни тем более режиссером, я тогда не мечтала стать. Это как-то все само собой случилось, чему я очень рада.
С какими мыслями должен уйти зритель из театра, посмотрев «Беглецов»?
Хорошо, если они вообще с мыслями уйдут и еще вернутся в театр (смеется). Если зритель задумается – то это уже прекрасно! Мысль – это всегда хорошо! Надеюсь, что и взрослый, и маленький наш зритель уйдет с добрыми и теплыми ощущениями. Взрослые обнимут своих детей, позвонят родителям. Или просто сядут в машину и заведут разговор с ребенком, внимательно ответят на все его вопросы. Любой семейный спектакль – это приглашение родителей к разговору с детьми.
Информация и фото предоставлены пресс-службой ГБУК г. Москвы «Театр Романа Виктюка»